Все больше граждан сейчас вынуждены искать работу. Фото РИА Новости
К концу 2021 года каждый четвертый сегодняшний безработный должен найти работу, при этом необходимо избежать новой волны увольнений. И тогда, как и требует президент, безработица вернется к доковидному уровню. Но этот план сработает, если ни экономическая, ни эпидемическая ситуация больше не ухудшится. Иначе работодателям придется искать иные способы снижения издержек, чтобы не испортить статистику безработицы. Кроме того, материальные проблемы толкают на поиск работы все больше граждан предпенсионного и пенсионного возрастов, что тоже вызов для рынка труда.
Одна из приоритетных задач правительства, обозначенных президентом Владимиром Путиным, – добиться к концу 2021 года снижения уровня безработицы сразу на 25%, до доковидных значений: до 4,7% вместо текущих 6,3%. Из чего следует, что до конца 2021-го в стране должен найти работу каждый четвертый сегодняшний безработный, кроме того, нужно не допустить новой волны увольнений.
В четверг на совещании по экономическим вопросам президент напомнил, что власти приняли беспрецедентные меры для поддержки людей, оставшихся без работы: был увеличен максимальный размер пособия по безработице, назначались выплаты на детей. «Эти меры изначально планировались как временные... Однако ситуация на рынке труда… все еще остается напряженной», – добавил президент. Поэтому, по его словам, нужно и дальше адресно поддержать людей, которые оказались в сложном положении и пока еще не нашли работу.
Рост безработицы вышел на второе место в «рейтинге» проблем, наиболее тревожащих население, сообщил Левада-Центр. Эту проблему сейчас считают острой 44% из примерно 1600 опрошенных. На первом месте рост цен, который тревожит 61% респондентов. Если сравнивать результаты августовских опросов, то безработица вышла на второе место впервые как минимум за последние семь лет, обычно в «рейтинге» тревожащих проблем вслед за ростом цен шла бедность.
Опрошенные эксперты к этому добавляют, что усугубляется проблема не только реальной, заметной для статистики безработицы, но и скрытой. И, судя по всему, именно за счет скрытой безработицы, а также экономии на оплате труда работодатели и будут в будущем снижать свои издержки, если массовые увольнения будут негласно запрещены. В июле, по Росстату, 4,7 млн человек классифицировались как безработные в соответствии с методологией Международной организации труда. «И к этим 4,7 млн совсем не трудоустроенных стоит добавить тех, кто только числится работающим или трудится на неполную ставку, находится в вынужденном отпуске, на фиктивном больничном, – считает аналитик компании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. – Многие россияне сейчас имеют работу лишь номинально, но деньги за нее получают по минимуму или не получают вообще». И такая ситуация, как опасается эксперт, «может продлиться довольно долго, пока экономика не встанет на ноги, не подорожает нефть, не восстановятся привычные денежные потоки».
Более того, официальные показатели безработицы в бумажных отчетах вполне можно вернуть к докризисным за счет госсектора, считает Емельянов. «Людей в бюджетных организациях, возможно, попытаются нанимать на часть ставки, дробить одно рабочее место на несколько или совершать схожие манипуляции, чтобы обеспечить максимальный охват населения хотя бы частичной работой, – предположил он. – Не исключено, что будут созданы сотни тысяч временных рабочих мест, чтобы правительство могло успешно отчитаться в выполнении задания. Конечно, проблему с занятостью это кардинально не решит».
«Снизить показатели официальной безработицы можно путем создания новых рабочих мест, программами трудоустройства разных социальных и возрастных групп, проектами самозанятости, дополнительной поддержкой предпринимателей», – перечислила замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «В ближайшие год-полтора уровень безработицы может снизиться при условии инвестирования в наиболее пострадавшие отрасли, оказания помощи самозанятым и малому бизнесу», – соглашается доцент Торгово-промышленной палаты Российского экономического университета Фарида Мирзабалаева. По мнению независимого эксперта Сергея Звенигородского, снизить безработицу до обозначенных президентом ориентиров можно, если начнется новый виток развития экономики, а выделяемые государством средства на различные масштабные проекты дадут возможность совместить желания и возможности граждан и правительства.
«Мы ожидаем на конец 2020 года рост безработицы до 7–8% трудоспособного населения. На 2021 год ожидаем, что безработица по мере восстановления экономики начнет достаточно быстро снижаться в сторону 6–6,5%», – добавила Мильчакова. Если же продолжится падение экономической активности и банкротства предпринимательских структур, то рост безработицы не остановится, предупредила профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова.
Еще один вызов рынка труда заключается в том, что работой надо будет обеспечивать не только тех, кто лишился места в период пандемии, но и все больше пожилых граждан: и тех, кому правительство отсрочило выход на пенсию, и тех, кто уже находится на пенсии, но не может на нее нормально существовать. По данным аналитического центра «Авито Работа», «количество пенсионеров, которые выкладывают свои резюме в поиске работы, увеличилось на 32% по сравнению с летом 2019 года». И почти каждый второй из таких пожилых соискателей сейчас ищет работу на полный день. В исследовании проанализированы около 25 тыс. резюме соискателей старше 55 лет среди женщин и старше 60 лет среди мужчин.
комментарии(0)