Фото оргкомитета форума "Мультимодальный транспорт"
9 сентября 2020 года в Москве состоялась 1-я международная конференция "Мультимодальный транспорт 2020". На новой деловой площадке обсуждались все ключевые международные тренды в области мультимодального транспорта, перспективы развития и направления совершенствования нормативно-правового регулирования мультимодальных перевозок, а также развитие важнейших проектов этой сферы в России. Одним из флагманских проектов транспортной отрасли, представленных на форуме, стал мультимодальный хаб международного аэропорта Краснодар. О формировании хаба, его этапах и актуальных проблемах председатель экспертной группы "Южного экспортно-импортного хаба" Сергей ЧЕРНОМАЗ рассказал корреспонденту "НГ" Виталию БАРСУКОВУ.
- Сергей Николаевич, при составлении генплана с представителями экспертной группы работали? Насколько учтено создание крупного транспортного узла в документе?
- Практические все предложения компаний, заинтересованных в реализации проектов на территории аэропортового комплекса, учтено комиссий по рассмотрению генплана. Причина простая - открытие в 2023 году нового аэровокзального комплекса и впоследствии создание полноценного мультимодального транспортно-пересадочного узла (ТПУ), оказывающего в том числе услуги железнодорожного, автомобильного и общественного транспорта, приведет к резкому увеличению коммерческой активности вокруг аэропорта. Там начнет формироваться новая "точка роста" - зона деловой и производственной активности, которая нуждается в перспективной территории развития. Такая территория определена в пределах около 2600 га.
- Какие пожелания вносили инвесторы?
- Учтены предложения по формированию одного из крупнейших элементов южного хаба - кластера в составе транспортно-логистического центра (ТЛЦ), "Промпарка" и "Технопарка". Для приаэропортовой территории с функциональной зоной "ИТ" предлагалось предусмотреть возможность установления территориальной зоны для транспортных узлов с дополнительными видами разрешенного использования, что позволит разместить терминально-складскую инфраструктуру, дополнительные производства и т.д. Это позволит обеспечить эффективное использование приаэропортовой территории с учетом перспектив развития до 2042 года, без необходимости корректировки генерального плана Краснодара.
- Еще раз - что будет представлять из себя хаб? Когда планируется его начать запускать в работу и в какой очередности? Какие работы уже стартовали, помимо проектных?
- Хаб - это комплексный инвестиционный проект. Первый этап завершится в конце 2023 года - новый аэровокзальный комплекс с транспортной инфраструктурой (подъездные автодороги с новым перроном и рулежными дорожками). Второй - ТПУ (железнодорожный и автовокзал) до 2025 год. В настоящее время, проводятся изыскательские работы, результаты которых лягут в основу проектирования нового терминала и плоскостных сооружений (перрона, рулежных дорожек). Начаты работы по подготовки будущей строительной площадки (установление ограждений, земляные работы). Следующим этапом станет организация и размещение строительного штаба. Место под него уже определено, решаются вопросы формирования подъездных путей.
- Насколько в нем есть необходимость как у инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие края, так и у местных жителей?
- Значение нового транспортного хаба трудно переоценить. Кроме того, что это крупнейший транспортный проект на Юге России за последние несколько лет как по масштабам строительства, так и по объему инвестиции, так это еще проект развития на длительную перспективу - как минимум до 2042 года, с учетом максимально полной реализации проектов ТЛЦ, промышленного и технопарка. Такие проекты открывают бескрайние перспективы для бизнеса любой величины от крупного до малого и среднего. Территория развития позволит открывать новые производства, торговые площади, формировать складские мощности, оказывать иные услуги по обеспечению бизнеса на этой территории (доставка, общепит, телекоммуникации, охрана). Это новые рабочие места в первую очередь для жителей Карасунского округа.
- Очень много было толков вокруг земли, которую выделили под кластер. Как сейчас обстоят дела по территории перспективного развития?
- Земельный банк размером 370 га, определенный и выделенный государством под строительство нового аэропорта, уже полностью передан инвестору - аэропорту Краснодар. Большинство спорных вопросов решено. Есть ряд проблем, которые инвестор и администрация города озвучивает на заседаниях экспертной группы. Например, на приаэропортовых территориях выявлены здания и сооружения, которые признаны в законном порядке незаконным строительством. Еще в конце 2019 года администрация Краснодара в рамках судебного разбирательства с собственником, ИП "Кузиным", провела экспертизу и выявила значительные нарушения гражданских и градостроительных норм, что подтверждает незаконность строительства и эксплуатации нежилых зданий в районе аэропорта. И что самое удивительно, две инстанции администрация выиграла, а вот на третьей, кассационной инстанции, стали происходить странные вещи. Суд начал искать способы не принимать решения и всячески затягивать дело.
- Можете перечислить несомненные плюсы экономике всего региона, которые принесет строительство хаба?
- Плюсов очень много и часть из них мы уже перечислили - для жителей это новые рабочие места. С учетом развития транспортного сообщения Краснодарской агломерации - это еще возможности не только для краснодарцев, но и жителей Динского, Северского и Усть-Лабинского районов. Рост грузооборота до 3 млн т в год - еще одна выгода для экономики города. Вывод перевалки грузов за пределы города существенно снизит нагрузку на уличное движение и улучшит экологическую ситуацию.
- Уже есть понимание, что будет на месте существующего аэропорта?
- В настоящее время проектная группа приступает к полноценному исследованию на предмет дальнейшего направления развития территории бывшего аэропорта. Уже сегодня понятны три ключевых направления - деловой (конгрессно-выставочный), досуговый (многофункциональный спортивно-развлекательный центр) и торговый (современный торговый комплекс с уклоном на продукцию местных товаропроизводителей - фермеров, частных предпринимателей, крестьянских хозяйств и крупных агрохолдингов).
Проектная группа работает над тремя направлениями - созданием большой круглогодичной развлекательной зоны, аквапарком открыто-закрытого типа на площади около 10 га для водных видов спорта (трубой для дайвинга, волной для серфинга и др.), крытым картинг-центром. Парк развлечений может расположиться (по типу "Диснейленда" или "Богатыря" в Сочи) на площади около 20 га. Конгресс-центр с концертным залом, выставками современного искусства, деловыми конференциями и другими мероприятиями. Современный продуктовый фудмаркет, фудкорт - там можно будет отведать кухни народов Кубани, Кавказа и мира. В период 2024-2030 годов - транспортно-логистическая (грузовая) деревня.
- Как продумано строительство подъездных путей к хабу, в частности, автодорог?
- Сейчас ведутся работы по транспортному моделированию подходов с учетом перспективного развития. Первый этап - от трассы Краснодар-Кропоткин, в районе хутора Ленина. Уже понятно, как пойдет основной автомобильный подъезд к терминалу со стороны улицы Фадеева. Помимо автомобильного транспорта ведется работы по организации железнодорожного подхода к терминалу в рамках проекта "Городская электричка", которая обеспечит сообщение не только в пригородном сообщении Краснодарской агломерации, но и поездами дальнего следования. Будут обеспечены связи между аэропортом Краснодар с курортным комплексом Азово-Черноморского побережья и ключевыми городами соседних регионов Ростов-на-Дону и Кавминводы. В IV квартале 2020 года РЖД приступит к проработке ТЭО данного проекта.
- Какой планируется сопутствующая инфраструктура хаба (гостиницы, перехватывающие парковки и прочий сервис)?
- Наличие современного отеля на 200-300 мест уже обязательное условие для любого крупного аэропорта. Это и места для размещения экипажей авиакомпаний и размещения трансферных пассажиров, а также бизнес-путешественников, приезжающих на 1-2 дня в командировки, для которых критически важно наличие отеля в аэропорту.
- Какое количество новых рабочих мест появится с созданием Южного хаба? Какого уровня специалисты потребуются?
- По предварительным оценкам ведущих зарубежных консалтинговых компаний и экспертной группы по разработке генплана города, это 45 000 рабочих мест к 2042 году. От 3 до 5 тыс. новых рабочих мест может быть сформировано к 2023 году. Новые рабочие места - это не только высококвалифицированные специалисты - управленцы разного уровня, но и средний и, что самое главное, рабочий персонал - сотрудники транспортно-логистических компаний, складов, промышленных предприятий.
- При найме персонала будет ли отдаваться предпочтение местным жителям (естественно, с учетом необходимой квалификации)?
- При привлечении рабочей силы работодатель-компания сама решает, какой персонал ей привлекать. Конечно, более выгоден местный персонал, который не нужно обеспечивать жильем или транспортом к месту работы. Повторю, что наличии качественного железнодорожного и автобусного сообщения позволит привлекать на работу жителей Краснодарской агломерации в радиусе до 50 км.
- Помимо создания рабочих мест какую еще социальную нагрузку будет нести транспортный узел?
- Новый транспортный узел станет новой точкой притяжения для жителей Карасунского округа. Для того чтобы заняться спортом, провести шопинг или развлечься не нужно будет ехать в центр Краснодар. Все необходимо для комфортной жизни, отдыха, бизнеса, развлечений будет в практически в шаговой доступности для жителей хутора Ленина, поселка Знаменский, микрорайона Пашковский, а также Авиационный. Фактически район примет новый облик, и повысит уровень комфорта его жителей, сделает его более престижным для проживания.
комментарии(0)