Фото Anton Klimov for The Washington Post via Getty Images
Численность занятых в малом бизнесе – это один из 15 критериев оценки работы губернаторов, который утвердил президент Владимир Путин. А президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает учитывать не только численность занятых, но и индекс активности малого и среднего предпринимательства (МСП) в каждом регионе. Новый индекс роста МСП будет составляться на основе легальных платежей и по другим косвенным показателям. Эксперты считают, что изобретение нового индекса может дать неожиданные результаты. Но он вряд ли исправит плачевное состояние множества малых и средних предприятий в регионах.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства утверждена в качестве критерия оценки губернаторов президентским указом в апреле прошлого года. Но этот показатель не всегда адекватно отражает местные условия работы предпринимателей. Поэтому аппарат бизнес-омбудсмена и предложил новый индекс, который будет учитывать три дополнительных показателя: поступления на расчетные счета предприятий, изменение фонда оплаты труда, а также численность занятых, получающих белую зарплату.
Все 85 российских региона разбиты на четыре группы по количеству МСП в них, и друг с другом регионы сравниваются внутри групп. Самая многочисленная четвертая группа регионов, в которых работают до 40 тыс. таких предприятий, в нее входят 38 субъектов. В 23 регионах их от 40 до 67 тыс., во второй группе 21 регион, там от 67 до 300 тыс. предприятий МСП. Самая малочисленная первая группа, где МСП свыше 300 тыс., в нее входят Москва, Московская область и Санкт-Петербург.
Разработчики предложили очень простой визуальный образ значений индекса: его можно представить в виде автомобильного спидометра, у которого стрелка из среднего нулевого положения движется или влево через стагнацию, спад и депрессию до конца красной зоны, обозначенной цифрой минус 50, что означает «кризис», или вправо – в нарастающую в интенсивности зеленую зону, проходящую через умеренный рост, расцвет вплоть до цифры плюс 50, означающей взрывной рост.
Региональная часть индекса пока еще находится в разработке. Но выводы по стране в целом и по отраслям уже ясны. По итогам второго квартала суммарное значение индекса составило минус 3,46 пункта, что свидетельствует о стагнации, констатировал Борис Титов. При этом во втором квартале 2019 года значение было еще хуже (минус 5,6), а в третьем и четвертом кварталах прошлого года индекс демонстрировал близкие к уровню второго квартала 2020 года значения: минус 3,16 и минус 3,34 соответственно. Только в первом квартале нынешнего года стрелка слегка забралась в зеленую зону (плюс 2,5).
Руководитель экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович пояснила «НГ», что индекс указывает на ухудшение состояния сектора МСП во втором квартале 2020 года по отношению к первому кварталу, когда спрос уже начал падать. По ее словам, с учетом диапазона изменений индекса от минус 50 до плюс 50 можно сказать, что в течение года разница в значениях по кварталам несущественная. «Гораздо более важный вывод по значениям за последний год заключается в том, что МСП стабильно находятся в состоянии стагнации, так как мы относим к этому состоянию значения индекса от минус 5 до плюс 5».
Детальную информацию в пилотном проекте индекса представили по второй группе. Судя по ней, за последний год состояние микропредприятий ухудшалось намного заметнее, чем остальных предприятий, но именно они лучше, чем остальные, перенесли кризисный период – второй квартал 2020-го. По его итогам наиболее сильное ухудшение наблюдается у библиотек и музеев, предприятий в сфере азартных игр, туристических агентств и ресторанов. Улучшилось состояние МСП в сфере добычи металлических руд, ветеринарных клиник и финансовых организаций.
Динамика выручки, численности занятых и фонда оплаты труда малых и средних предприятий, индекс квартал к прошлому кварталу. (ФОТ – фонд оплаты труда, МСП – малые и средние предприятия). Источник: Институт экономики роста |
«Новый индекс опирается на большие данные от Сбербанка, но у нас есть еще несколько центров информации, которые сигнализируют о том, что дела в МСБ обстоят плачевно, а общий тренд там, особенно на фоне коронавируса, – негативный, – сказала «НГ» главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. – По данным Росстата, мы видим, что количество занятых в этой сфере с 2017 года упало на 1 млн человек. А налоговые службы показывают, что налоговые платежи от МСП упали в апреле 2020 года на 47%, а за весь второй квартал – на 17–20%. Это ожидаемо, так как большая часть бизнеса замерла, платежи за их услуги грохнулись на 37% в апреле, на 38% в мае и на 26% в июле».
Эксперт обращает внимание, что рейтинг не учитывает серую сторону этого бизнеса. «Этот индекс – жуткий формализм. Даже деление на группы неадекватное, не учитывается влияние численности населения регионов», – говорит она. Кроме того, по мнению Зубаревич, регионы со «взрывным ростом» МСП могли показать его за счет активно распространивших схем, при которых крупный бизнес оптимизирует издержки за счет искусственного дробления.
Такое надуманное дробление выгодно и чиновникам. В подписанном в апреле 2019 года указе о критериях оценки деятельности губернаторов третьим по счету из 15 критериев указана численность СМП и индивидуальных предпринимателей. Впрочем, согласно методике правительства, этот показатель, который ежегодно рассчитывается Миниэкономразвития, за единицу измерения принимает человека. При этом суммируются среднесписочная численность работников юрлиц и индивидуальных предпринимателей, вновь созданные юрлица, индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр МСП, а также плательщики налога на профессиональный доход.
По словам Алехнович, в нынешнем виде индекс свидетельствует о том, насколько пострадал сектор МСП от пандемии коронавирусной инфекции, причинно-следственная связь при этом никак не определяется. «Для определения факторов, оказавших влияние на динамику показателей индекса (например, падение спроса, наличие мер поддержки и пр.), потребуется доработка индекса качественными показателями (например, экспертными оценками).
Только по итогам количественной и качественной интерпретации результатов индекса возможно будет говорить об использовании его результатов при оценке деятельности губернаторов регионов».
«Полный индекс по всем регионам мы планируем подготовить по результатам третьего квартала», – сказала Алехнович. Она подчеркнула, что в настоящее время «столыпинский индекс» является опережающим, то есть он учитывает больше показателей, чем те, что предусмотрены в KPI губернаторов, и не исключила, что с 2021 года новый индекс будет интегрирован в систему оценки руководителей регионов. При этом, по ее словам, на втором этапе проведения исследования его планируется дополнить опросом предпринимателей об изменениях условий ведения бизнеса.
комментарии(0)