Компания Saudi Aramco предоставит покупателям скидки. Фото Reuters
Как только мировой спрос на энергоносители начнет приближаться к докризисным уровням, для России будет важно в кратчайшие сроки не просто вернуть свою долю рынка, а нарастить ее. Об этом сообщил глава Минэнерго Александр Новак. Однако, как считают эксперты, расширить свое присутствие на рынке будет сложно. У РФ есть сильный конкурент, которому по одному из признаков Россия явно проигрывает, – Саудовская Аравия с ее гибким подходом к формированию цены. Saudi Aramco снова приступила к агрессивному демпингу. На этом фоне котировки нефти Brent во вторник опускались ниже 40 долл. за баррель.
У России есть шанс увеличить долю на нефтяном рынке, считают в Минэнерго РФ. Из-за того, что на фоне пандемии в 2020 году странами было недостаточно сделано инвестиций в добычу, в 2023–2025 годах возможно снижение мирового предложения нефти, поясняет глава Минэнерго Александр Новак в своей статье в журнале «Энергетическая политика». Затяжной период низких инвестиций, по прогнозам Rystad Energy, может привести к выпадению 5 млн барр. в сутки мировой добычи, добавил министр.
«Когда спрос начнет возвращаться к докризисным уровням, для России, как и для других нефтедобывающих стран, будет крайне важно в кратчайшие сроки вернуть долю рынка и даже нарастить ее в условиях пониженной конкуренции между производителями», – сообщил Новак. И перспективы оперативного наращивания добычи зависят от уровня поддержки нефтесервиса в настоящем.
Новак упомянул, что министерством были приняты меры для поддержки нефтесервиса, ведь в противном случае доля иностранных игроков на этом рынке страны может за два года вырасти с 18 до 50% и более. Кроме того, по поручению президента проводится работа по формированию фонда незаконченных скважин.
Правда, как пояснила «НГ» старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова, Россия на мировом рынке нефти «может «брать» объемами и устойчивыми деловыми связями», но кое в чем страна уступает другому крупнейшему нефтеэкспортеру – Саудовской Аравии. «У саудитов очень гибкий подход к формированию цены на сырье, и здесь Москва точно проигрывает, – считает эксперт. – Долю рынка Россия вполне способна удержать, но расширять ее – вряд ли». «Сейчас зарабатывает тот, кто более гибок и уступчив, – продолжила Бодрова. – В перспективе месяца-двух нефть Brent может оставаться в пределах 40–46 долл. за баррель».
Ранее государственная нефтекомпания Саудовской Аравии Saudi Aramco сообщила, что цена сорта Arab Light для Азии будет уменьшена второй месяц подряд – на 1,4 долл. за баррель. Сорта Arab Super Light и Arab Extra Light для азиатских клиентов подешевеют на 1,5 долл. за баррель, Arab Heavy – почти на 1 долл., передал Интерфакс и уточнил, что, однако, представители лишь четырех из 10 азиатских нефтеперерабатывающих компаний, опрошенных Bloomberg, заявили о намерении воспользоваться этим снижением цен. И такой сдержанный интерес свидетельствует о затухании спроса в Азии. «Снижение цен на нефть Saudi Aramco показывает, что восстановление спроса никому не гарантировано», – пояснил аналитик по сырьевому сектору Commonwealth Bank of Australia Вивек Дхар.
Текущие скидки со стороны Саудовской Аравии – вынужденная мера, сбыт становится сложнее, конкуренция среди поставщиков усиливается, сказал «НГ» аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. «Снижение цен для азиатских заказчиков обусловлено в том числе значительными накопленными запасами в Китае, которые находятся на исторически рекордном уровне. В то же время запасы нефти и нефтепродуктов в США снижаются уже в течение нескольких недель. Однако США могут компенсировать их снижение внутренним производством. Saudi Aramco также снизила цену для США», – обратил внимание эксперт.
«Демпинг со стороны Саудовской Аравии – это не новая стратегия, а «обкатанный» в период профицитного предложения способ охвата рынков, в частности, рынков традиционных поставок российских энергоресурсов», – пояснила доцент Высшей школы корпоративного управления Академии народного хозяйства и госслужбы Тамара Сафонова. «Действия Саудовской Аравии носят превентивный характер, – продолжил Миронюк. – К ней присоединился и традиционный партнер – Объединенные Арабские Эмираты. Страна, добывающая почти 3 млн барр. в сутки, также готова предоставить скидки основным покупателям. Поскольку страны Персидского залива из ОПЕК традиционно действуют сообща, вероятно снижение поставочных цен на октябрь и другими государствами Залива».
Спрос на российскую нефть марки Urals преимущественно зависит от закупок Китаем и Евросоюзом, и при прочих равных российскому трубопроводному топливу легче находить покупателей в Европе, чем нефти из Саудовской Аравии, добавил Миронюк.
Между тем Сафонова уточнила, что снижение объемов нефтедобычи, определенное соглашением ОПЕК+, не равноценно уменьшению экспортных поставок, «и при сокращении внутреннего потребления в странах – производителях нефти выброс на мировой рынок дополнительных экспортных объемов может быть еще выше, чем до начала реализации соглашения».
Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, для России инвестиции в скважины и сектор в любом случае оправданны, считает Бодрова: «У России нет иной структуры экономики, кроме как сырьевой. Если отрасль будет морально устаревать и отставать от конкурентов, Россия потеряет источник поступления средств». Миронюк, правда, считает, что «российские производители далеки от докризисных объемов добычи и их увеличение может быть достигнуто за счет расконсервации скважин».
комментарии(0)