Автосалоны адаптируются к низким объемам продаж. Фото РИА Новости
По итогам августа продажи новых легковых автомобилей сократились на 0,5% в годовом выражении, следует из данных комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это существенное падение, если учесть, что месяцем ранее продажи росли на 7%. Слабый интерес к дорогостоящим покупкам эксперты объясняют исчерпанием эффекта отложенного спроса, когда, опасаясь роста цен из-за девальвации рубля, граждане решались на крупные покупки. Рост цен на новые автомобили ввиду слабого рубля, вероятно, продолжится, а по итогам года сектор просядет в лучшем случае на 25%, прогнозируют эксперты.
Всего по итогам августа было продано 137,5 тыс. автомобилей. Для сравнения: по итогам июля было продано почти 142 тыс. новых легковых и легких коммерческих авто. Июльские продажи показали 7-процентный рост в годовом выражении, подчеркивали в АЕБ.
Продажи новых машин поддерживала и бурная выдача автокредитов. Так, по итогам июля было выдано 98,3 тыс. автокредитов, что на 7,7% больше, чем годом ранее, следовало из расчетов Национального бюро кредитных историй. Эксперты такой спрос связывали не только с открытием дилерских центров после карантина, но и с расширением условий госпрограмм.
К примеру, с 1 июля в России максимальная цена машины, которую можно купить по программе льготного кредитования, выросла с 1 млн до 1,5 млн руб. На покупку предусмотрена скидка в размере 10% от стоимости. Для жителей Дальневосточного федерального округа скидка составляет 25%. Отметим, действие госпрограммы льготного автокредитования распространяется на семьи с одним и более несовершеннолетних детей, а также на работников государственных медицинских организаций. Скидка в 10% на стоимость нового автомобиля предоставляется покупателям, которые сдадут в Trade-in имеющееся у них транспортное средство старше шести лет при условии, что они владели им не менее одного года.
Август же показал диаметрально противоположную динамику, бурный рост в июле сменился падением рынка в последний месяц лета. Как сообщают в АЕБ, из топ-10 брендов положительную динамику продемонстрировали меньше половины участников. В частности, наибольший рост показал Volkswagen – +34%. Выросли продажи у Skoda и Hyundai – на 28 и 24% соответственно. В то же время на 5% сократились продажи у «АвтоВАЗа», на 35% провались продажи Nissan и на 27% рухнул ГАЗ. Отрицательную динамику по итогам августа продемонстрировали также Toyota (–22%), Renault (–16%) и УАЗ (–10%).
«Признаки восстановления рынка, появившиеся в прошлом месяце после длившегося с начала года периода волатильности, похоже, исчерпали себя», – делает вывод председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. Он также обращает внимание, что август традиционно является не самым активным для продаж месяцем. «Однако дальнейшее ослабление рубля могло стимулировать продолжение роста», – рассуждает эксперт.
Заметим, по итогам восьми месяцев этого года продажи легковых авто сократились на 16,9% в годовом выражении. Всего с января по август было продано свыше 880 тыс. машин.
По мнению аналитиков, провал продаж в августе после роста в июле связан с ожиданием роста цен. «В сентябре большинство автопроизводителей подняли цены от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в зависимости от бренда и модели», – рассказывает гендиректор компании «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. Действительно, о повышении цен на свои машины в России отчитывались многие автоконцерны. Так, BMW сообщил о росте ценника на наиболее популярные модели на 40–50 тыс. руб., Chevrolet прибавил по 10 тыс. руб. на свои бюджетные седаны, стоимость ряда моделей Volkswagen подорожала с сентября на 1–3%, сообщило РИА Новости. По мнению Петрунина, именно ожидаемый еще в июле рост цен побудил потенциальных покупателей не откладывать покупку автомобилей на осень.
Отметим, что ускорение роста цен наблюдается не только в автомобильном сегменте. Как сообщает Минэкономразвития в своем обзоре «Картина инфляции», годовая инфляция ускорилась в августе до 3,6% год к году после 3,4% в июле. К слову, заметное ускорение наблюдается именно в сегменте непродовольственных товаров. Здесь инфляция ускорилась до 3,4% год к году с 3,1% по итогам июля. В ведомстве Максима Решетникова подчеркивают, что рост цен на непродовольственные товары с высокой импортной составляющей в августе был связан в первую очередь с ослаблением рубля.
Девальвация национальной валюты, вероятно, повлечет за собой ускорение цен и в ряде других сегментов, не исключают экономисты. Очевидно, ослабление рубля приведет не только к подорожанию автомобилей и комплектующих к ним, но также затронет бытовую технику, электронику, лекарства, то есть все, где есть иностранные компоненты, приводит «Прайм» слова гендиректора агрегатора Price. ru Елены Суховей.
Сами автоконцерны причину роста цен также объясняют волатильностью национальной валюты. «Рено Россия» подтверждает повышение цен на автомобили своего модельного ряда с 1 сентября на 1,5%. Изменение цены связано с общей макроэкономической ситуацией и колебанием курса рубля», – поясняли в автокомпании причины повышения цен.
И, по мнению экспертов, стоит ожидать дальнейшего роста цен на авто. «Поскольку производимые в России автомобили локализованы далеко не на 100%, если какого-либо отката не случится и рубль укрепится в текущих значениях, то тенденция по росту цен будет продолжаться, пусть и небольшими шагами», – приводили РИА Новости измышления аналитика «ВТБ-Капитала» Владимира Беспалова.
Таким образом, важным фактором, определившим настроения покупателей, стала девальвация рубля, считают в аналитическом центре «Альпари». «Машины, закупленные дилерами в начале года, пылились на складах. Но подорожание доллара с 62–65 руб. до диапазона 73–75 руб. рано или поздно начало бы сказываться на розничных ценах. И те, кто был уверен в завтрашнем дне в плане постоянных доходов, обновили свой автопарк», – заявляют аналитики.
Для одних падение рубля действительно становится сигналом для покупки иностранных товаров на фоне опасений еще большего удорожания, рассуждает эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Михаил Зельцер. Другие же, наоборот, занимают выжидательную позицию, надеясь на временный характер роста девальвационных ожиданий, продолжает он.
По мнению экспертов, то, что наблюдается сейчас на авторынке, скорее свидетельствует об исчерпании эффекта отложенного спроса, когда после весеннего провала в связи с самоизоляцией покупатели ринулись в автоцентры.
«Покупательский ажиотаж вместе с приостановкой автомобильных заводов в апреле-мае привел к тому, что в августе и сентябре 2020 года практически по всем брендам есть дефицит автомобилей», – рассказывает Петрунин. По его словам, дефицит на рынке новых авто сохранится до поступления в дилерские центры новых автомобилей в сентябре-октябре. «Ограничение в доступности автомобилей приведет к сокращению продаж и в сентябре», – не исключают эксперты.
По итогам года рынок новых авто сократится на 25%, полагают аналитики. И оснований для более оптимистичных прогнозов просто нет. «Денег у населения нет, доллар и евро подорожали в этом году почти на 25%, а интересные спецпредложения иссякли уже к исходу лета», – отмечают в «Альпари».
Впрочем, некоторую поддержку сектору, вероятно, окажет продление ряда льготных автопрограмм на 2021 год. «Программы, которые мы реализуем, и новые программы стимулирования спроса (на российские автомобили. – «НГ»), которые мы разрабатываем, – мы каждый год расширяем спектр возможностей, – безусловно, будут продолжены. И в этом году, и в следующем году. И мы надеемся, что спектр предлагаемых автомобилей, спектр предлагаемых услуг со стороны лизинговых и каршеринговых компаний позволят нам удовлетворить любую потребность в индивидуальной мобильности», – рассказал замглавы Минпромторга Александр Морозов. По его словам, с начала года было продано более 120 тыс. автомобилей по льготным программам.
комментарии(0)