Глава Минфина Антон Силуанов видит необходимость в урезании бюджетных трат. Фото с сайта www.government.ru
Российское правительство рапортует о росте бюджетной дисциплины. В ближайшее время министрам предстоит решить непростую задачу сокращения бюджетного дефицита в условиях масштабного падения нефтегазовых доходов. По итогам года дефицит федеральной казны может достичь 5% ВВП, а это значит, что правительству предстоит куда более серьезная дискуссия: не на тему финансовой дисциплины, а на тему секвестра бюджета. В итоге, даже если урезание расходов и приведет на бумаге к приросту ВВП, то в реальной жизни его никто не заметит, сетуют эксперты.
Финансовая дисциплина участников бюджетного процесса по итогам первого полугодия укрепилась, заявил в среду премьер РФ Михаил Мишустин на заседании правительства. «Кассовое исполнение расходов к уточненной бюджетной росписи превысило показатель аналогичного периода прошлого года», – рассказал он, подчеркивая, что это стало возможным благодаря «усилиям правительства и всех участников бюджетного процесса». «Было обеспечено более равномерное использование средств, усовершенствовано профильное законодательство, сокращены сроки заключения контрактов и доведения денег до конечных получателей. Законодательно была установлена возможность перераспределения или экономии неэффективных расходов», – продолжил глава кабмина.
При этом на заседании правительства ничего не было сказано о нарастающем дефиците бюджета, который по итогам семи месяцев этого года превысил 1,5 трлн руб. Только за июль дефицит составил почти 700 млрд руб. Для сравнения: по итогам первого полугодия дефицит составил 823 млрд.
Дефицит федерального бюджета сложился благодаря превышению расходов над доходами. Так, как следовало из данных Минфина, расходы федеральной казны по итогам семи месяцев приблизились к 12 трлн руб., тогда как доходы за тот же период составили 10,4 трлн. При этом, по данным Минфина, за январь–июль было потрачено 60,6% от запланированного на этот год объема, а поступило в бюджет 50,5% от запланированного объема.
По итогам первого полугодия доходы казны сократились на 5% в годовом выражении, однако расходы увеличились на колоссальные 28%, рассказывали эксперты из Высшей школы экономики (ВШЭ). Без учета средств, поступивших в федеральный бюджет после приобретения правительством Сбербанка, сокращение доходов составило бы 33%, в то время как нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились во втором квартале 2020-го в годовом выражении почти на 60%, сообщали в ВШЭ. «Из 9,1 трлн руб. за январь–июнь 2020-го нефтегазовые доходы составили только 2,66 трлн руб., сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 1,46 трлн руб (или 35%. – «НГ»)», – следовало из отчета Счетной палаты (СП) (см. «НГ» от 20.08.20).
Опережающий рост расходов понятен: мир столкнулся с коронакризисом, который заставил государства формировать пакеты мер поддержки экономики и бизнеса. Российские чиновники объявляли, что стоимость реализации общенационального плана восстановления экономики за два года составит около 5 трлн руб. При этом только из резервного фонда правительства на эти цели уже было выделено 1,42 трлн руб.
По итогам этого года общий дефицит бюджета может составить 5 трлн руб., или 5% ВВП, прогнозировали в ведомстве Антона Силуанова.
Такую «дыру» в казне Минфин ранее предлагал закрыть за счет сокращения бюджетных ассигнований в 2021–2023 годах на сумму 4,7 трлн руб. Предполагалось, что суммарное сокращение в 2021 году составит 1,4 трлн руб., в 2022-м – почти 1,9 трлн, в 2023 году – 1,3 трлн руб. «Под нож» планировалось пустить большинство расходных статей, включая план поддержки экономики, госпрограммы развития промышленности и АПК, а также здравоохранение, образование и космос. Собственно, урезание космических программ вылилось впоследствии в полемику между Минфином и Роскосмосом. Так, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сетовал на возможное урезание космической программы на 150 млрд руб. В Минфине в ответ на это указали на слабое расходование ведомством бюджетных средств. И это, очевидно, только начало бюджетной дискуссии.
При этом по отдельным статьям урезания запланированы достаточно существенные. Так, на 10% хотят сократить план восстановления экономики: вместо 870 млрд руб. на 2021 год он будет стоить 787 млрд. На 29% планируется урезать финансирование госпрограммы развития промышленности, на 9–17% госпрограммы развития здравоохранения и образования. Основная цель Минфина – доведение дефицита бюджета до 1% ВВП.
Особенно печально, что вместе с урезанием расходов власти планируют повышение налоговой нагрузки на бизнес и население. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс об увеличении налогов на процентные доходы по вкладам и о налогообложении купонных доходов по облигациям. А для доходов физлиц выше 5 млн руб. в год ставка налога на доходы физлиц (НДФЛ) повысится до 15%. Сюда же можно отнести и объявленную властями войну офшорам. Все эти меры так или иначе направлены на пополнение казны и сокращение дефицита бюджета, однако, как считают многие экономисты, могут отрицательно сказаться на экономике в целом. Независимые экономисты и вовсе считают, что «в 2021 году правительство может урезать расходы и тем самым подорвать будущий рост».
Сокращение госрасходов, притом что более 70% экономики приходится на госпредприятия и их саттелиты, губительно, считают эксперты «НГ». Как отмечает главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, секвестр приведет к падению уровня жизни, к замораживанию важных социальных проектов, нацпроектов.
Любое секвестирование расходных статей бюджета должно в теории выровнять ситуацию с дефицитом, соглашается старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «Но есть и оборотная сторона этой медали. Сокращение расходов на ту же оборонку снизит заказы и на гражданских предприятиях, и на военных, то есть впоследствии лишит россиян определенного объема работы и заработной платы. И так по всему спектру сокращения расходов», – сообщает эксперт.
По ее мнению, даже если урезанные на 2020 и 2021 годы расходы дадут прирост ВВП в 2021 году, в реальной жизни его никто не заметит.
комментарии(0)