0
3789
Газета Экономика Печатная версия

02.09.2020 20:32:00

Нехватка денег в казне потребовала бюджетной дисциплины

Падение нефтегазовых доходов планируется компенсировать секвестром

Тэги: минфин, бюджетные расходы, нефтегазовые доходы, статистика, ввп, налоги


минфин, бюджетные расходы, нефтегазовые доходы, статистика, ввп, налоги Глава Минфина Антон Силуанов видит необходимость в урезании бюджетных трат.  Фото с сайта www.government.ru

Российское правительство рапортует о росте бюджетной дисциплины. В ближайшее время министрам предстоит решить непростую задачу сокращения бюджетного дефицита в условиях масштабного падения нефтегазовых доходов. По итогам года дефицит федеральной казны может достичь 5% ВВП, а это значит, что правительству предстоит куда более серьезная дискуссия: не на тему финансовой дисциплины, а на тему секвестра бюджета. В итоге, даже если урезание расходов и приведет на бумаге к приросту ВВП, то в реальной жизни его никто не заметит, сетуют эксперты.

Финансовая дисциплина участников бюджетного процесса по итогам первого полугодия укрепилась, заявил в среду премьер РФ Михаил Мишустин на заседании правительства. «Кассовое исполнение расходов к уточненной бюджетной росписи превысило показатель аналогичного периода прошлого года», – рассказал он, подчеркивая, что это стало возможным благодаря «усилиям правительства и всех участников бюджетного процесса». «Было обеспечено более равномерное использование средств, усовершенствовано профильное законодательство, сокращены сроки заключения контрактов и доведения денег до конечных получателей. Законодательно была установлена возможность перераспределения или экономии неэффективных расходов», – продолжил глава кабмина.

При этом на заседании правительства ничего не было сказано о нарастающем дефиците бюджета, который по итогам семи месяцев этого года превысил 1,5 трлн руб. Только за июль дефицит составил почти 700 млрд руб. Для сравнения: по итогам первого полугодия дефицит составил 823 млрд.

Дефицит федерального бюджета сложился благодаря превышению расходов над доходами. Так, как следовало из данных Минфина, расходы федеральной казны по итогам семи месяцев приблизились к 12 трлн руб., тогда как доходы за тот же период составили 10,4 трлн. При этом, по данным Минфина, за январь–июль было потрачено 60,6% от запланированного на этот год объема, а поступило в бюджет 50,5% от запланированного объема.

По итогам первого полугодия доходы казны сократились на 5% в годовом выражении, однако расходы увеличились на колоссальные 28%, рассказывали эксперты из Высшей школы экономики (ВШЭ). Без учета средств, поступивших в федеральный бюджет после приобретения правительством Сбербанка, сокращение доходов составило бы 33%, в то время как нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились во втором квартале 2020-го в годовом выражении почти на 60%, сообщали в ВШЭ. «Из 9,1 трлн руб. за январь–июнь 2020-го нефтегазовые доходы составили только 2,66 трлн руб., сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 1,46 трлн руб (или 35%. – «НГ»)», – следовало из отчета Счетной палаты (СП) (см. «НГ» от 20.08.20).

Опережающий рост расходов понятен: мир столкнулся с коронакризисом, который заставил государства формировать пакеты мер поддержки экономики и бизнеса. Российские чиновники объявляли, что стоимость реализации общенационального плана восстановления экономики за два года составит около 5 трлн руб. При этом только из резервного фонда правительства на эти цели уже было выделено 1,42 трлн руб.

По итогам этого года общий дефицит бюджета может составить 5 трлн руб., или 5% ВВП, прогнозировали в ведомстве Антона Силуанова.

Такую «дыру» в казне Минфин ранее предлагал закрыть за счет сокращения бюджетных ассигнований в 2021–2023 годах на сумму 4,7 трлн руб. Предполагалось, что суммарное сокращение в 2021 году составит 1,4 трлн руб., в 2022-м – почти 1,9 трлн, в 2023 году – 1,3 трлн руб. «Под нож» планировалось пустить большинство расходных статей, включая план поддержки экономики, госпрограммы развития промышленности и АПК, а также здравоохранение, образование и космос. Собственно, урезание космических программ вылилось впоследствии в полемику между Минфином и Роскосмосом. Так, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сетовал на возможное урезание космической программы на 150 млрд руб. В Минфине в ответ на это указали на слабое расходование ведомством бюджетных средств. И это, очевидно, только начало бюджетной дискуссии.

При этом по отдельным статьям урезания запланированы достаточно существенные. Так, на 10% хотят сократить план восстановления экономики: вместо 870 млрд руб. на 2021 год он будет стоить 787 млрд. На 29% планируется урезать финансирование госпрограммы развития промышленности, на 9–17% госпрограммы развития здравоохранения и образования. Основная цель Минфина – доведение дефицита бюджета до 1% ВВП.

Особенно печально, что вместе с урезанием расходов власти планируют повышение налоговой нагрузки на бизнес и население. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс об увеличении налогов на процентные доходы по вкладам и о налогообложении купонных доходов по облигациям. А для доходов физлиц выше 5 млн руб. в год ставка налога на доходы физлиц (НДФЛ) повысится до 15%. Сюда же можно отнести и объявленную властями войну офшорам. Все эти меры так или иначе направлены на пополнение казны и сокращение дефицита бюджета, однако, как считают многие экономисты, могут отрицательно сказаться на экономике в целом. Независимые экономисты и вовсе считают, что «в 2021 году правительство может урезать расходы и тем самым подорвать будущий рост».

Сокращение госрасходов, притом что более 70% экономики приходится на госпредприятия и их саттелиты, губительно, считают эксперты «НГ». Как отмечает главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, секвестр приведет к падению уровня жизни, к замораживанию важных социальных проектов, нацпроектов.

Любое секвестирование расходных статей бюджета должно в теории выровнять ситуацию с дефицитом, соглашается старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «Но есть и оборотная сторона этой медали. Сокращение расходов на ту же оборонку снизит заказы и на гражданских предприятиях, и на военных, то есть впоследствии лишит россиян определенного объема работы и заработной платы. И так по всему спектру сокращения расходов», – сообщает эксперт.

По ее мнению, даже если урезанные на 2020 и 2021 годы расходы дадут прирост ВВП в 2021 году, в реальной жизни его никто не заметит. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачем Мелони летала во Флориду

Зачем Мелони летала во Флориду

Александр Тараканов

Премьер Италии продемонстрировала образец "дипломатической эквилибристики"

0
3290
1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

Страна проходит через кризис доверия к денежной политике руководства Центробанка

0
7016
4. Налог на прибыль повышен впервые за 15 лет

4. Налог на прибыль повышен впервые за 15 лет

Правительство РФ утвердило параметры инвестиционного вычета для бизнеса

0
4108
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
10829

Другие новости