Банки отказывают в реструктуризации долга четырем из каждых 10 просителей. Фото РИА Новости
С начала кризиса россияне отправили банкам более 2,5 млн просьб о рассрочке долгов из-за ухудшения своего материального положения. Более миллиона таких просьб банки отвергли. И сегодня поток заявлений о реструктуризации кредитов населения и бизнеса сокращается, сообщили в Центробанке. Сегодня каждые две недели банки получают чуть менее 70 тыс. просьб о рассрочке долгов от физических лиц.
В России устойчиво снижается количество заявлений на реструктуризацию кредитов населения и бизнеса, сообщил Центробанк. Заявлений на реструктуризацию от физических лиц за две недели – с 13 по 26 августа – поступило примерно 67 тыс. Это на 7 тыс. меньше, чем двумя неделями ранее.
Такие данные ведомство Эльвиры Набиуллиной получает при опросах 75 самых крупных кредитных организаций.
Всего с 20 марта по 26 августа заемщики направили в банки почти 2,7 млн просьб о реструктуризации своих долгов. При этом банки идут навстречу примерно в 62% случаев. А отказы получили более 1002 тыс. заявок.
Возможно, поэтому предприятия малого и среднего бизнеса (МСП) все реже обращаются в банки за реструктуризацией. Так, за последние две недели августа число поданных заявлений от предприятий малого и среднего бизнеса составило менее 0,5 тыс. против 1,6 тыс. за предыдущие две недели. Всего же с 20 марта по 26 августа было реструктурировано более 88 тыс. кредитов субъектов МСП, сообщает Центробанк.
Но говорит ли сокращение потока просьб о рассрочке об улучшении материального положения заемщиков – это большой вопрос. Вполне вероятно, что большинство пострадавших от коронакризиса граждан уже просили о рассрочке. И поэтому больше таких просьб не подают.
«Реструктуризация – это последняя досудебная возможность урегулирования вопроса с долгами. И осуществляется она по заведомо выигрышным для кредитора условиям. Это не рефинансирование, где производится перекредитование со снижением процентной ставки», – напоминает Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями.
Снижение количества запросов на реструктуризацию долгов на 7 тыс. за двухнедельный период не может быть показателем восстановления доходов населения, уверен эксперт. «Куда более наглядным индикатором количество банкротов за первое полугодие, которое увеличилось в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Люди остались без доходов, имущества как такого нет, единственное жилье отбирать нельзя. К концу 2021 года в России может быть зафиксировано 200 тыс. банкротов. И это только по физлицам. Юридические просто будут закрываться. После ослабления карантина не открылось, по разным данным, от 15 до 20% предприятий», – объясняет Кричевский.
«Пока об улучшении ситуации с доходами говорить рано, а снижение количества заявлений на реструктуризацию могло быть связано, в частности, с сезоном отпусков», – считает Александр Бахтин, инвестиционный стратег компании «БКС Премьер». «Общая динамика кредитования населения и МСП постепенно замедляется, так как банки ужесточают требования к заемщикам как на фоне падения доходов населения, так и ухудшившегося финансового положения многих предприятий, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Реального улучшения ситуации можно ожидать не ранее начала следующего года», – объясняет эксперт.
«Ухудшение кредитоспособности граждан и компаний, отразившееся в росте просроченной заложенности в портфеле банков, не могло не повлиять на стандарты кредитования банков, которые заметно ужесточились. Количество выданных потребкредитов в годовом сопоставлении сократилось на почти на 30%. Тем не менее в стоимостном выражении розничный портфель в июле вырос на 1%. Драйвером здесь выступила льготная ипотека», – говорит Михаил Дорофеев, председатель правления компании «Обновление».
«С приближением срока закрытия окна возможностей для реструктуризации желающих использовать эту возможность становится все меньше», – считает Денис Домащенко, завлабораторией исследования денежно-кредитной системы РЭУ им. Г.В. Плеханова. «Я бы не стал говорить об улучшении финансового состояния. Экономика в рецессии, а доходы снижаются. Динамика кредитования определяется рисками и все еще высокой стоимостью заимствований. Берут кредиты не на развитие, а на выживание остатков бизнеса с надеждой на какое-то улучшение ситуации в будущем», – говорит эксперт.
«Кредитные организации стали более осторожны в принятии своих решений. Повышенные требования к заемщикам и более пристальная оценка субъектов МСП – это новая реальность», – признает Антон Рогачевский, преподаватель университета «Синергия».
комментарии(0)