Гражданам РФ денег хватает только на переподготовку. Фото pixabay.com
Сфера платного образования для детей и взрослых в России стремительно сокращается, что подтверждают регулярные соцопросы. Доля граждан, которые безусловно готовы оплачивать образование своих детей, сократилась за последние пять лет почти в два раза. Снижается и размер трат на обучение, которые граждане считают для себя приемлемыми. Сжатие сферы платного образования – это долгосрочная тенденция, которая отмечалась и до начала пандемии. Российские власти пытаются остановить этот процесс, предлагая гражданам так называемые льготные образовательные кредиты на новых условиях.
«Готов платить за образование своих детей», – отвечали пять лет назад 38% россиян. Сегодня так отвечают только 20% респондентов, показывают последние опросы холдинга «Ромир». Сжатие сферы платного образования не связано только с пандемией и коронакризисом. Ведь и весной прошлого года опросы «Ромира» показывали, что спрос на платное образование в России сокращается.
То есть сегодня только пятая часть российских родителей безоговорочно готова платить за образование своих детей. Год назад о такой готовности заявляли 31% опрошенных, а пять лет назад – почти 40%.
Доля же тех, для кого важна сумма обучения, наоборот, растет. Так, в 2020 году 37% родителей потенциально готовы были оплачивать обучение своих отпрысков, но только в зависимости от суммы платежа в год. В 2019 и 2015 годах такое условие ставил лишь каждый четвертый родитель. При этом 37% и вовсе не готовы оплачивать образование своих детей. И здесь ситуация год от года принципиально не меняется.
В первую очередь российские родители стали бы оплачивать первое высшее образование своим детям. Такого мнения придерживаются сегодня 58% респондентов. Однако пыл российских родителей за последние годы существенно поубавился. Так, год назад 67% опрошенных были готовы оплачивать первое высшее своих отпрысков, а еще пять лет назад – почти 80%.
Что примечательно, если готовность оплачивать первое высшее своих детей у россиян уменьшилась, то вот платить за второе, наоборот, увеличилась. Так, в 2019 году только 23% опрошенных указывали на готовность финансировать второе высшее образование своих чад, а в текущем году о таком желании заявляет уже 43%. Оплачивать своим детям магистратуру ранее был готов лишь каждый десятый родитель, а теперь практически каждый пятый. На аспирантуру в 2019 году были готовы раскошелиться 8% россиян, а теперь – 16% опрошенных. Заметно выросла готовность российских родителей оплачивать различные повышения квалификации своим детям. Теперь такую возможность не исключают 27% респондентов. Для сравнения: год назад о таком желании изъявляло лишь 12%, а в 2015-м – 7% опрошенных.
К слову, отношение респондентов к плате за собственное обучение оказалось не менее противоречивым. «В отношении собственного образования ситуация несколько иная: результаты опроса показали рост интереса к собственному образованию, но этот интерес в подавляющем большинстве зависит от суммы платежа в год», – подчеркивают в «Ромире».
В частности, сегодня только 9% участников опроса, так же как и в 2019 году, смогли похвастаться готовностью оплатить свое образование. Заметим, в 2015 году 14% респондентов были готовы платить за свое обучение самостоятельно.
Доля же тех, кто готов рассмотреть возможность получения образования исходя из его стоимости, выросла более чем в два раза: с 11% в 2019 году до 27% в 2020 году, следует из результатов опроса. Что примечательно, общее число тех, кто не готов оплачивать собственное образование, за год существенно снизилась: с 71% в 2019 году до 52% в 2020-м.
При этом наибольшее число сторонников платного образования находится среди молодежи до 35 лет, отмечают в «Ромире». «60% среди жителей в возрасте 18–25 лет и 55% среди жителей в возрасте 25–34 года готовы или не отрицают возможность оплаты своего образования. При этом и здесь отмечается значимый рост спроса (в целом на 11% в группе 18–25 лет и на 23% в группе 25–34 года), но за счет тех, кто будет рассматривать возможность получения образования в зависимости от стоимости платежа в год», – сообщают социологи.
Говоря об оплате собственного обучения, в первую очередь речь теперь идет о курсах повышения квалификации. Их готовы оплачивать 51% россиян. Для сравнения: год назад таких желающих было 45%. Вторым по популярности оказывается второе высшее образование, его готовы оплачивать почти 40% опрошенных против 26% годом ранее. Число сторонников найти средства для оплаты магистратуры и аспирантуры за последний год также увеличилось. Так, готовность оплачивать магистратуру увеличилась в два раза: с 6% в 2019 году до 13% в 2020-м. «Спрос» на аспирантуру подскочил в четыре раза. Сегодня рассматривают возможность ее оплаты 12% респондентов, тогда как год назад лишь 3%. Оплачивать же первое высшее из своего кармана теперь планирует лишь каждый пятый респондент, тогда как еще год назад это намерен был делать фактически каждый третий.
При этом тратить на обучение россияне хотели бы меньше. Так, для двух третей речь идет о платежах, не превышающих 50 тыс. руб. в год. В свою очередь, тратить на образование от 50 до 100 тыс. руб. в год готовы 23% опрошенных, что меньше, чем годом ранее. Тогда о таком диапазоне заявляла треть респондентов. «В целом же предполагаемые ежегодные средние траты на образовательные услуги снизились на 11% в сравнении с 2019 годом… и в общем составили 49,6 тыс. руб.», – подчеркивают социологи.
Такое снижение суммы, которую россияне потенциально готовы потрать на свое или своих детей образование, очевидно, не в последнюю очередь связано с падающими доходами населения и экономическом кризисом. Вероятно, именно со снижением спроса среди граждан РФ на платное образование связаны и новации властей в части образовательного кредита.
Напомним, власти снизили ставку по образовательному кредиту с прежних 8% годовых до 3%. Кроме того, с трех до девяти месяцев был увеличен льготный период кредитования, когда не нужно платить по основному долгу, а сам срок погашения образовательного займа увеличен с 10 до 15 лет. «Это дает выпускнику возможность трудоустроиться, пройти испытательный срок и при выплатах не испытывать чрезмерной финансовой нагрузки», – подчеркивал премьер РФ Михаил Мишустин.
Впрочем, оценка россиянами качества среднего и высшего образования в стране также претерпела изменения. К примеру, тот же «Ромир» ранее сообщал, что только 6% россиян сегодня довольны качеством школьного образования в стране. И это можно назвать настоящим провалом, так как в 2003 году, когда проводился аналогичный замер, довольных уровнем подготовки школьников было куда больше (39%). «Большинство же россиян подтверждают существующий стереотип о том, что образование молодого поколения хуже, чем образование их родителей, – так считают две трети опрошенных (68%)», – замечали социологи, подчеркивая, что доля пессимистов в сфере образования увеличилась с 2003 года более чем в 1,5 раза. Особенно высока доля пессимистов среди старшего поколения, жителей городов со средней численностью населения и людей с несколькими высшими образованиями, отмечали в «Ромире».
Уровень удовлетворенности качеством образования высшей школы также не слишком высок. Как показывает недавний опрос фонда «Общественное мнение» (ФОМ), лишь каждый пятый респондент доволен качеством российского высшего образования. Большинство же (45%) называют его удовлетворительным, а 22% – и вовсе плохим. При этом лишь каждый четвертый опрошенный считает, что за последние 3–5 лет российское образование стало более доступно. Обратного мнения придерживаются 28% граждан.
Что особенно удивительно, россияне демонстрируют крайне негативное отношение к дистанционным формам обучения, к которым пришлось в этом году прибегнуть как средней, так и высшей школе в связи с карантином. Так, 73% опрошенных ФОМом полагают, что дистанционные формы обучения в дальнейшем будут негативно сказываться на качестве образования. В обратном эффекте уверен лишь каждый десятый россиянин.
64% российских студентов уверены, что онлайн-образование понижает качество обучения в целом, сообщают в исследовательской компании Ifors. Компания опросила российских студентов на предмет их отношения к дистанционному обучению. Как показали результаты опроса, студенты высшей школы довольно прохладно относятся к дистанционному формату. Почти 60% полагают, что качество преподавания на удаленке изменилось в худшую сторону. Основные недовольства связаны с техническими проблемами (медленный интернет или его перебои), на это указывают 83% опрошенных. В то же время учащиеся не высказываются однозначно против онлайн-формата. 40% не исключают возможности совмещать оба формата. За очное обучение выступают 38% студентов.
Подобное разочарование в целом неудивительно. Вынужденный и довольно внезапный переход российского образования на дистанционные рельсы вскрыл множество проблем. Неготовыми оказались и сами образовательные центры, и учащиеся, и собственно педагоги. Так, в Минпросвещения признавали, что к качественному переходу на дистанционный формат оказались готовы лишь 25% всех российских школ. Сам же школьный учебный год завершился уже в середине мая, а весь апрель учащиеся сталкивались с перебоями в работе информационных образовательных платформ. Мало того, четверть российских педагогов признались, что им не хватает компетенций для работы в онлайн-формате (см. «НГ» от 07.04.20). Не оказались готовы и сами учащиеся, и их родители. Согласно соцопросам, как минимум пятая часть обучающихся оказалась отрезанной от дистанционного формата из-за отсутствия у них персональных компьютеров или ноутбуков (см. «НГ» от 06.08.20).
комментарии(0)