Приватизация российских региональных аэропортов в последнее время приобретает скандальные оттенки: проект модернизации воздушной гавани Южно-Сахалинска без конкурентных процедур пытаются передать частной компании, а одного из участников конкурса по развитию аэропорта Благовещенска заподозрили в картельном сговоре. Разбираться в этих вопросах предстоит Федеральной антимонопольной службе.
Ситуацию в Сахалинской области ФАС уже взяла на контроль. Там, напомним, губернатор Валерий Лимаренко подписал поручение о приватизации 100% акций АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск", через которое осуществляется проект по модернизации и развитию областного аэропорта. Приватизация осуществляется путем внесения всего пакета в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества "ДВ-Инвест". Это частная компания, владельцами которой являются входящее в холдинг "Аэропорты регионов" ООО "Кольцово-проект" (49%) и АО "Ретранс" (51%). Поручение дано по результатам рассмотрения обращения "Аэропортов регионов". Причем приватизировать пакет поручено до 10 сентября без проведения оценки акций и торгов. Хотя другие претенденты есть, и они заявляли об интересе к проекту.
Насколько законны такие операции с госимуществом (по сути, приватизация без конкурса), депутат Госдумы от Сахалина Алексей Корниенко попросил разобраться Генпрокуратуру и ФАС. Антимонопольное ведомство уже заинтересовалось ситуацией. "ФАС подтверждает проведение проверки соблюдения законодательства о защите конкуренции при выборе оператора в аэропорте Южно-Сахалинска, - сообщил "НГ" заместитель руководителя ФАС России Александр Редько. - Юридическая оценка действий администрации Сахалинской области будет дана по итогам проверки. Вместе с тем, считаем правильным развивать крупные хабы на Дальнем Востоке на конкурентной основе с учетом необходимости построения максимально широкой маршрутной сети местных, региональных и международных авиаперевозок".
Еще одной горячей точкой стал аэропорт Благовещенска. Один из участников конкурса по его реконструкции, красноярская компания "КрасИнвест" (инвестор аэропорта Красноярск), 13 августа обратилась в ФАС с просьбой провести проверку другого участника - ООО "Аэропорты большой страны" (АБС). Это совместное предприятие двух крупнейших в стране аэропортовых холдингов - "Новапорт" и "Аэропортов регионов". По мнению заявителя, участие АБС в конкурсе представляет собой антиконкурентное соглашение и является нарушением законодательства.
Обращение "КрасИнвеста" в ФАС опубликовал один из популярных информационно-аналитических телеграм-каналов, сопроводив его комментарием, в котором компания называлась представителем интересов холдинга "Базэл". Это любопытная оговорка, поскольку у "Базэла", конечно, тоже немало аэропортовых активов, но "КрасИнвест" к ним не относится - это самостоятельная компания, не аффилированная с "Базэлом", что легко проверить. Данная подмена, видимо, потребовалась для того, чтобы переключить внимание с сути выдвигаемых "КрасИнвестом" претензий на приписываемое "Базэлу" желание сорвать конкурс, к которому он, повторимся, не имеет отношения (там, кстати, есть и третий участник - "Хабаровский аэропорт", и к нему претензий нет).
Вместо того, чтобы строить догадки о мотивах "КрасИнвеста", стоит остановиться на его аргументации. Определенная логика в ней есть. АБС суммарно контролирует более половины российского рынка региональных воздушных гаваней, сообщается в заявлении (у "КрасИнвеста" - один аэропорт). Идея создания совместного предприятия презентовалась как направленная на развитие малых невостребованных аэропортов с низким пассажиропотоком, за которые не конкурируют частные инвесторы. Благовещенск, воздушные ворота всей Амурской области, интерес к которой проявили несколько компаний, - явно не этот случай. Зато это тот случай, когда два крупнейших участника рынка фактически отказались от соперничества друг с другом и подали совместную заявку. По мнению "КрасИнвеста", это является формой ограничения конкуренции на торгах, запрещенной законом о защите конкуренции.
"Мы не видим сколь-нибудь существенных отличий подобной формы объединения конкурентов от картеля, когда конкуренты объединяют своих ресурсы, усилия и реализуют единую стратегию при участии в торгах и имеют безусловные неконкурентные преимущества перед другими участниками рынка, - говорится в письме. - На наш взгляд, ситуация, в которой два сильнейших аэропортовых игрока активно конкурируют за одни аэропорты, а для борьбы за другие активы объединяются в совместное предприятие и отказываются от конкуренции друг с другом, не укладывается в картину нормального развития рынка и является проявлением нарушения антимонопольного законодательства РФ".
Насколько обоснованы сомнения в соблюдении конкурентных условий при реализации аэропортовых проектов в Южно-Сахалинске и Благовещенске - предстоит решить ФАС. От этого решения во многом зависит, будет ли этот бизнес развиваться в дальнейшем по прозрачным и равноправным правилам игры.
комментарии(0)