Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) в рамках совместного с ОАО «РЖД» проекта намерена предложить участникам рынка вести торги авиакеросином с участием оператора товарных поставок, пишут «Ведомости». Как полагают эксперты, это должно защитить рынок от действий недобросовестных трейдеров и резкого изменения цен, но не решит вопроса фискальной нагрузки на отрасль.
Согласно сведениям биржи, в июле доля трейдеров-посредников в общем объеме торгов авиакеросином составляла примерно 51%. Поскольку авиакеросин не облагается акцизом, часть трейдеров активно закупают его для последующего изготовления суррогатного дизельного топлива.
По словам вице-президента Независимого топливного союза Дмитрия Гусева, нередко марки ТС и РТ используются для смешения с некачественным топливом и последующей реализации неподакцизного товара. «Приобретение авиакеросина для последующей реализации под видом дизтоплива часто практикуется недобросовестными участниками рынка. А нецелевое использование подстегивает спрос», – отметил Гусев. Это приводит к потерям государства, констатируют эксперты. В частности, на недополученных налогах потери составляют более 8000 руб. с тонны, при этом потребители покупают топливо, которое может вызвать технические неполадки двигателя.
По данным «Ведомостей», СПбМТСБ направила регуляторам запросы, чтобы те изучили возможность введения определенных ограничений. «Так, например, СПбМТСБ планирует в IV квартале 2020 г. внедрить на рынке нефтепродуктов, поставляемых ж/д транспортом, институт оператора товарных поставок. «Этот проект реализуется совместно с ОАО «РЖД», – сообщил представитель биржи. Функции оператора товарных поставок предполагают проведение, учет и контроль за доставкой проданной продукции. «Работа с участием такого оператора создаст условия повышения прозрачности процесса исполнения биржевых договоров с фиксацией информации о грузополучателях, упростит документооборот, позволит урегулировать в рамках биржевой инфраструктуры вопрос сверхнормативного простоя цистерн за счет клиринговых механизмов», – пояснил представитель СПбМТСБ.
Реализация предложения СПбМТСБ способна уменьшить нецелевое использование авиакеросина, считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Это будет способствовать стабилизации цен, но не решит вопроса фискальной нагрузки на отрасль, которая является одной из основных причин роста цен на нефтепродукты. «Если бы в ценообразовании на дизель налоги и акцизы не составляли более 70%, стоимость была бы меньше и у некоторых недобросовестных участников рынка не было бы искушения нецелевого использования керосина», – говорит Суверов. По его словам, для эффективной стабилизации и удерживания цен необходимы серьезные инициативы в рамках налоговых стимулов производства и реализации качественных нефтепродуктов.
комментарии(0)