Премьер Михаил Мишустин оценивал стоимость мер по спасению экономики примерно в 5 триллионов рублей за два года. Фото Sputnik/Reuters
По итогам полугодия федеральный бюджет России не досчитался почти 1,5 трлн руб. нефтегазовых доходов, сообщили аудиторы. В целом доходы казны сократились по сравнению с прошлым годом на 5% при одновременном увеличении расходов на 28%, подсчитали в Высшей школе экономики (ВШЭ). Перспективы восстановления доходов под большим вопросом, недаром Минфин уже запланировал посвятить следующую трехлетку существенной оптимизации трат. На этом фоне спасать экономику РФ скоро придется не только от последствий пандемии.
В первом полугодии в федеральный бюджет поступило около 9,1 трлн руб. доходов, расходы составили примерно 10 трлн руб. Дефицит достиг 955 млрд руб. при утвержденном законом профиците 927,6 млрд руб., сообщила в четверг Счетная палата (СП) в докладе об исполнении бюджета.
По оценкам ВШЭ, доходы федерального бюджета сократились за январь–июнь на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом, как уточнял ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский, «во втором квартале 2020-го, когда влияние кризиса проявилось в полной мере, доходы федерального бюджета сократились в годовом выражении на 12%».
«Без учета средств, поступивших в федеральный бюджет после приобретения правительством Сбербанка, это сокращение составило бы 33%. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились во втором квартале 2020-го в годовом выражении почти на 60%», – обратил внимание экономист. По его уточнению, такое резкое сокращение нефтегазовых доходов, безусловно, было шоковым.
Как пояснила в своем докладе Счетная палата, структура доходов бюджета существенно изменилась. Из 9,1 трлн руб. за январь–июнь 2020-го «нефтегазовые доходы составили только 2,66 трлн руб., сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 1,46 трлн руб.», или, уточним, на 35%. Наиболее существенное уменьшение нефтегазовых доходов зафиксировано по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также по вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти.
Одновременно с этим на фоне борьбы с последствиями пандемии расходы федерального бюджета по итогам полугодия в номинальном выражении увеличились существенно – на 28% по отношению к тому же периоду 2019-го, подсчитала ВШЭ.
Кроме того, аудиторы указали, сколько кабинет министров потратил из резервного фонда правительства средств на спасение экономики от последствий пандемии. «Из резервного фонда правительства в соответствии со сводной росписью выделено 1,42 трлн руб. Из этих средств 1,25 трлн руб, или 88%, направлено на финансирование мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики. Также выделенные средства пойдут на профилактику и устранение последствий, вызванных распространением COVID-19», – сообщается на официальном сайте СП. Напомним, ранее глава правительства Михаил Мишустин доложил президенту, что стоимость реализации общенационального плана восстановления экономики составит за два года около 5 трлн руб.
«С учетом того, что совокупный уровень расходов бюджета в первом полугодии текущего года составил 10 трлн руб., выделение 12–13% этой суммы на поддержку экономики для борьбы с последствиями пандемии – весьма внушительные средства, – пояснил «НГ» доцент Российского экономического университета Олег Чередниченко. – При этом надо учитывать, что фактический результат этих финансовых инъекций будет понятен не сегодня-завтра, а как минимум по итогам текущего года».
Чередниченко уточнил, что в случае, если бы поддержки экономики на борьбу с пандемией не потребовалось, «использование государственных ресурсов можно было бы направить на инвестиции иного рода, эффективность которых с точки зрения экономического роста была бы, возможно, выше». Ведь на пике пандемического кризиса многие проблемы решались практически в ручном режиме.
Приходилось срочно заливать деньгами полыхнувший «пожар» как в сфере здравоохранения, так и в других отраслях экономики. Например, как сообщил Чернявский, «за первое полугодие 2020-го расходы на здравоохранение в годовом выражении были увеличены более чем в 2,2 раза, дотации регионам – в 1,6 раза». Но на самом деле этот пожар тлел в системе здравоохранения, да и в целом в экономике и раньше, причем годами. По самым разным причинам, включая хроническое недофинансирование. Но до пандемии эти проблемы удавалось заретушировать.
Шоковое сокращение доходной части бюджета и не менее шоковое экстренное наращивание расходов в острый период пандемии уже поставили перед правительством вопрос о будущей оптимизации. Недаром Минфин уже выступил с предложением сократить в 2021–2023 годах бюджетные ассигнования в общей сложности примерно на 4,7 трлн руб. Из этой суммы чистая оптимизация – около 3 трлн руб. Из чего можно сделать вывод, что проблема недофинансирования снова может стать актуальной.
комментарии(0)