Заполняемость многих отелей заметно снизилась во время пандемии. Фото с сайта www.svoboda.org
Каждая пятая гостиница в России не смогла возобновить работу после ослабления карантинных мер. А к концу года могут прекратить существование до 40% из общего числа небольших гостиниц, прогнозируют предприниматели. Неполученная прибыль от пустующих мест уже никогда не будет компенсирована, отмечают специалисты.
Примерно 22% небольших гостиниц в России не открылись после снятия ограничений из-за пандемии. Есть риск, что к концу года закроется всего 40%, заявил член генсовета «Деловой России» Дмитрий Шлопак, который также возглавляет комитет по гостиничному бизнесу московского регионального отделения бизнес-объединения. «По тому, что мы видим сейчас, к концу года может закрыться еще 20%», – сказал он.
Самая тяжелая ситуация сложилась именно у городских средств размещения, что связано как со снижением туристического потока, так и со значительным сокращением числа тех, кто приезжает в командировки. Средняя загрузка отелей сейчас, по его оценке, составляет около 25–30%, тогда как обычно в это время показатель держится на уровне 65%.
«Если у крупных гостиниц и был какой-то запас прочности, у малых его не было. При этом сейчас они расплачиваются с долгами, а впереди еще выплата налогов», – объясняет Шлопак.
«Одно из базовых правил гостиничного бизнеса – непроданный сегодня номер не будет продан уже никогда. Оно означает, что нынешние потери придется восполнять только из будущих прибылей, которых тоже может не быть», – объясняет Елена Джанджугазова, профессор кафедры индустрии гостеприимства Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Пандемия нанесла серьезный урон по заполняемости и доходам отелей, восполнить которые в этом году уже не удастся.
Массовый туризм постепенно будет восстанавливаться, но, возможно, он будет более локальным, и к этим новым условиям бизнесу необходимо приспособиться. «Введение электронных въездных виз в Россию упростит формальности, но кардинально на рынок гостиничных услуг вряд ли повлияет», – считает Елена Джанджугазова.
«Многие люди по-прежнему стремятся ограничить свои перемещения, опасаясь заражения. Заканчивается и высокий туристический сезон, практически так и не начавшийся. Кроме того, карантины дали небывалый всплеск дистанционных мероприятий, переговоров, совещаний, обучения, преимущества которых распробовали как люди, так и компании и государственные органы. И такое взаимодействие объективно снижает необходимость командировок с проживанием в гостиницах», – считает Марк Гойхман, главный аналитик ТелеТрейд. По его словам, прежний, «допандемический» спрос на гостиницы в обозримом будущем не будет полностью восстановлен.
«Многие закрывающиеся небольшие отели могут быть поглощены более крупными сетями и новыми игроками, которые способны снижать цены для расширения собственного бизнеса. Ряд помещений, например небольшие хостелы, перестроенные из квартир, снова станут использоваться или продаваться как квартиры. Возможна и переделка части гостиничной недвижимости под другие цели, например офисы», – прогнозирует Гойхман.
«Гостиничная индустрия пострадала еще больше, чем ресторанный бизнес. Но ситуация в разных регионах развивается по-разному. Например, в Санкт-Петербурге в этом году большое количество желающих посмотреть на красоты города – и там ресторанно-гостиничная сфера чувствует себя очень даже неплохо. Точно так же и в других туристических городах нашей страны. При невозможности выехать за границу россияне решили воспользоваться услугами внутреннего туризма. Но гостиничной индустрии сегодня можно рассчитывать максимум на 2/3 от докризисной загрузки», – отмечает Георгий Ташкер, заместитель директора Института гостеприимства Университета «Синергия». По его словам, особого спроса на покинутые здания бывших гостиниц может и не быть.
До начала нынешнего кризиса в России насчитывалось более 21 тыс. гостиниц и аналогичных средств размещения с общим числом мест более 1,3 млн. Мотелей и хостелов до кризиса было чуть более 2 тыс. с общим числом мест около 160 тыс. Строго под определение гостиниц попадают около 12 тыс. предприятий с суммарным числом мест размещения более 900 тыс. Если прогнозы специалистов отрасли справедливы, то эти показатели в следующем году сократятся примерно на треть.
комментарии(0)