Графика pixabay.com
По сравнению с прошлыми – даже кризисными – годами Россия сейчас вышла на пиковый уровень по увольнениям, показывают многолетние опросы Левада-Центра. Почти каждая третья семья уже столкнулась с потерей работы одним из ее членов. Правда, как сообщили «НГ» в исследовательском центре портала SuperJob, сейчас работодатели возвращаются к докарантинной активности по поиску сотрудников. Но это не сопровождается аналогичной активностью соискателей: уволенные, похоже, взяли паузу до осени с поиском работы.
В июле 17% из примерно 1500 респондентов, в семьях которых были занятые, говорили о задержках в выплате заработной платы им лично или членам их семьи, 28% – об ее урезании, а 29% сообщали об увольнении. Такие данные обнародовал в понедельник Левада-Центр. Причем если в случае с зарплатами ситуация несколько улучшилась по сравнению с прошлыми месяцами, то в том, что касается увольнений, она ухудшилась.
Так, в апреле об уже происходящих задержках зарплат говорили 25% из опрошенных, о наблюдаемом уменьшении оплаты труда – 32%, однако об уже случившемся увольнении одного из членов семьи в апреле сообщали 26% респондентов.
Более того, судя по прошлым опросам, ситуация с увольнениями сейчас стала одной из худших за очень долгий период. Социологи из года в год задают респондентам вопрос: «Если говорить о вас и о членах вашей семьи, проживающих вместе с вами, ожидаете ли вы сейчас сокращения кадров, увольнения?» И о том, что «это уже происходит», например, в августе 1999-го говорили 15%, в августе 2009-го – 17%, в августе 2015-го – 14%. До последнего момента одними из худших значений были результаты весенних месяцев 2009-го или, например, 2016-го, когда об увольнениях говорили примерно 20% опрошенных.
Анализ активности работодателей показывает, что в этом году ее минимальный уровень фиксировался в конце апреля, сообщили «НГ» в исследовательском центре портала SuperJob. Аналитики рассчитывают индекс, измеряющий рекрутинговую активность работодателей на российском рынке труда. «Он отражает динамику текущих статистических показателей рынка труда в сравнении с аналогичными показателями 2017–2019 годов с учетом сезонности спроса на рабочую силу: количеством работодателей, ведущих подбор персонала; количеством активных вакансий; количеством приглашений на собеседования», – поясняют исследователи.
В конце апреля значение индекса составляло 42% от среднего докризисного (докарантинного) уровня, но после того, как режим ограничений стал сниматься, активность работодателей увеличилась. «И на данный момент индекс рынка труда составляет 84% от средних показателей до начала кризиса, – сообщил «НГ» пресс-секретарь SuperJob Константин Тихов. – При этом уровень зарплатных предложений снизился в среднем на 25–30% от докризисных».
«По оценкам наших аналитиков, восстановление российской экономики займет несколько лет», – уточнил собеседник издания. При этом он добавил: «Парадоксально, но рост активности соискателей отстает от работодателей. Это связано с тем, что люди, которые думали о смене работы, отказались от этой идеи в пользу стабильности. Кроме того, сказалась сезонность: значительная часть людей, которые находятся в поиске работы, предпочли провести летний период на даче или в небольших городах». «Ожидается, что с началом осени активность соискателей повысится: это обострит конкуренцию за рабочие места. При этом высококвалифицированные специалисты по-прежнему останутся востребованы и смогут претендовать на высокие зарплаты», – пояснил Тихов.
Ранее, в конце июля, глава Минтруда Антон Котяков прогнозировал, что пиковое значение по численности безработных граждан будет достигнуто в третьем квартале: в августе-сентябре. «В четвертом квартале начнется стабилизация, численность безработных граждан будет снижаться за счет трудоустройства», – сообщал министр. Затем в середине августа Котяков уточнил, что российский рынок труда постепенно выходит из кризиса, связанного с последствиями пандемии. Сейчас число предполагаемых к увольнению сотрудников составляет 0,4% от работающих граждан, передало ТАСС со ссылкой на данные министерства.
«Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 12 августа составляет 3,39 млн человек. При этом анализ показателей, отслеживаемых Минтрудом в рамках оперативного мониторинга, свидетельствует, что в июле численность принятых на работу впервые с начала пандемии превысила численность уволенных граждан», – поясняли также в ведомстве.
Следующий этап сокращений персонала наступит осенью и зимой, предполагает независимый консультант Сергей Звенигородский. «В кризисное время наибольшее развитие получают отрасли с господдержкой, с высоким оборотом по коротким позициям и новые отрасли, которые только начинают появляться, – добавил Звенигородский. – Отрасли с поддержкой будут расти за счет стабильности в получаемых заказах, а компании с высоким оборотом могут гибко реагировать на изменения рынка и менять структуру бизнеса под новые задачи».
«Что касается новых отраслей, то логистика, IT-отрасль, внутреннее производство и сельское хозяйство с новыми направлениями продаж будут требовать все большего числа работников, – продолжил эксперт. – Дальнейшее развитие получат отечественная фармацевтика, а также импортозамещающие компании, для которых закрытие границ стало конкурентным преимуществом».
«Снижение занятости и повышение уровня безработицы – это у нас вялотекущая волна, которая растянется на более длительный период, чем в других странах», – полагает доцент Торгово-промышленной палаты РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
«При общем ухудшении ситуации есть те сферы, где спад существенный, – это ресторанный, гостиничный, туристический бизнесы, пассажирские перевозки, сфера обслуживания и др. В государственном секторе, бюджетных организациях практически ничего не изменилось, – отметила эксперт. – Есть и такие сферы, в которых очень динамично меняются спрос и предложение: торговля, пищевая отрасль. Компании экономят, ищут более эффективных работников, причем предлагают меньшую заработную плату».
До сих пор, как и раньше, наиболее востребованы IT-специалисты: сейчас они незаменимы при выстраивании удаленных бизнес-процессов. По оценкам Ивановой-Швец, в большинстве IT-компаний может наблюдаться рост уровня заработных плат и расширение штата.
комментарии(0)