Алексей Кудрин продолжает наблюдать за уходящими в прошлое нацпроектами. Фото агентства городских новостей "Москва"
Через два месяца формально действующие национальные проекты перестанут существовать. Их должны заменить новые нацпроекты, принципиально отличающиеся от нынешних, причем явно не в лучшую сторону. Несмотря на фактическую отмену действующих нацпроектов, Счетная палата продолжает следить за их финансированием. Ведомство Алексея Кудрина уже несколько лет указывает на проблемы с реализацией нацпроектов и с достижением национальных целей развития.
«Прошу правительство… в трехмесячный срок скорректировать национальные проекты», – потребовал президент Владимир Путин 13 июля 2020 года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Он уточнил, что национальные проекты должны быть скорректированы с учетом указа президента РФ о целях национального развития до 2030 года.
Новый, июльский президентский указ о национальных целях развития действительно сильно отличается от аналогичного майского указа 2018 года. Достижение целевых ориентиров теперь переносится с 2024 на 2030 год. При этом сами целевые показатели значительно ухудшены. И многие аналитики и СМИ уже указали на эти ухудшения.
Из нового указа, в частности, исчезла цель вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира. Снижены показатели по безопасности дорожного движения или по продолжительности жизни россиян.
В новом президентском указе произошли весьма симптоматичные изменения формулировок даже в объявленных демографических целях. Первой национальной целью в майском указе 2018 года было названо «обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ». А в тексте нового, июльского указа слова о естественном росте просто исчезли. Под естественным ростом населения понимается превышение рождаемости над смертностью, и отказ этой цели выглядит очень симптоматично, указывает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Нацпроект «Демография» – это один из самых дорогостоящих проектов. Так, в этом году на него планируется выделить более 730 млрд руб. И пересмотр в нем ключевой цели может иметь далеко идущие последствия. Если по майскому указу правительство должно было добиваться увеличения рождаемости и снижения смертности, то теперь этого, строго говоря, не требуется. Ведь общий рост численности населения можно теперь обеспечить, например, увеличением притока мигрантов. Не случайно в начале июля президент Путин заявил, что «Россия заинтересована в притоке мигрантов». «С развитием экономики в России нам уже не хватает, а скоро это будет очень заметно, не будет хватать рабочих рук. Это становится реальным, объективным ограничителем экономического роста в стране. Это одна из серьезных проблем», – сообщил президент.
Еще одно примечательное изменение – это назначение весьма скромных количественных показателей в новом июльском указе. Так, в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» предполагается реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Но уровень кризисного 2020 года – это минимум многих экономических показателей. И ориентация на этот уровень весьма показательна.
«Июльский указ фактически дезавуирует нацпроекты, с выполнением которых и до пандемии была большая проблема. Тем более что сейчас они уже не могут существовать в прежнем виде и выступать как единый комплекс целей и мер их реализации.
Аудиторы Счетной палаты не скрывают проблем, которые обнаруживаются при движении к национальным целям развития. Фото Льва Исраеляна |
Однако, несмотря на отказ от старых версий нацпроектов, Счетная палата (СП) продолжает следить за графиком их финансирования. Исполнение расходов бюджета на нацпроекты за семь месяцев составило 43,7% от запланированного, сообщается в последней рассылке Счетной палаты. Всего по итогам 2020 года на все нацпроекты должно быть потрачено из бюджета 2,168 трлн руб.
В национальном проекте «Демография» самым исполняемым стал федеральный проект по формированию системы мотивации граждан к здоровому образу жизни (исполнение – 94,4%). В национальном проекте «Здравоохранение» федеральный проект с самым высоким исполнением – «Развитие экспорта медицинских услуг» (проект уже исполнен на 100%), наименьшее исполнение – по проекту «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения» (профинансирован на 22,3%).
«Сохранение намеченных ранее условий финансирования, сумм и направлений может быть крайне нерациональным и даже негативным по последствиям. При сжатии доходов и борьбе с последствиями пандемии возникают более насущные, важные, животрепещущие цели для использования средств», – замечает Гойхман. Поэтому, по его словам, полностью теряет смысл и процедура мониторинга финансирования нацпроектов. Она фактически производится по инерции, по принципу «пока никто не отменял». Содержательность такой процедуры близка к нулю, она даже вредна, поскольку сама такая работа требует затрат, считает эксперт.
«Часть проектов пересматривается из-за необходимости поиска решений проблем с финансированием (например, перенос сроков строительства транзитных магистралей), а часть – из-за объективной невыполнимости (показатели естественного прироста населения). Все национальные проекты взаимосвязаны друг с другом. Финансирование одного проекта может способствовать достижению показателей другого проекта. Любой мониторинг – это контроль, в первую очередь финансовый. Напомню, что в прошлом году объем неосвоенных денег составил около 1 трлн руб. Подобный промежуточный контроль способствует недопущению подобной ситуации в этом году», – говорит Ольга Лебединская, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
«Мониторинг национальных проектов является для Счетной палаты приоритетом. За прошедший период анализу и оценке была подвергнута вся совокупность национальных проектов и входящих в их состав федеральных проектов, что позволило выявить ряд системных, сквозных проблем их реализации и достижения заявленных в них целей. Результаты данной работы мы надеемся будут учтены правительством Российской Федерации при корректировке паспортов национальных и федеральных проектов в связи с указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474», - сообщили НГ представители СП. «В настоящее время мы заканчиваем экспертно-аналитические мероприятия по мониторингу реализации национальных проектов», - уточнили они.
«Объемы финансирования нацпроектов сами по себе, конечно, не являются показателем эффективности работы. Это один из ориентиров. Мы понимаем, что есть специфика ряда нацпроектов, например, «Безопасные и качественные дороги», где освоение средств в основном происходит в 3-4 кварталах. И все же мониторинг финансирования позволяет своевременно реагировать на возникающие риски. Кроме того, мониторинг не следует рассматривать отдельно от общего мониторинга реализации национальных проектов, проводимого Счетной палатой в рамках отдельных экспертно-аналитических мероприятий, в которых особое внимание уделяется достижению целей, показателей и результатов национальных и федеральных проектов, анализу и оценке достаточности набора мероприятий для их достижения, обоснованности мероприятий и связанных с ними бюджетных расходов, а также рискам их выполнения», - объяснили НГ в СП.
комментарии(0)