Введение оплаты сетевого резерва увеличит расходы бизнеса на сотни миллиардов рублей. Фото с сайта www.rosseti.ru
В правительстве проходит очередной этап согласования проекта по введению оплаты резервируемой сетевой мощности. В телеграм-канале "СоветБезРынка" опубликована свежая переписка ведомств с изложением уточненных предложений Минэнерго по данной теме (в министерстве оставили без ответа вопрос о ее достоверности). Промышленные энергопотребители опасаются, что принятый Минэнерго концептуально ошибочный подход приведет к резкому и необоснованному росту финансовой нагрузки в виде платежей за фактически не оказываемые сетевые услуги.
В приведенных телеграм-каналом "СоветБезРыка" документах уточнены некоторые детали порядка расчета объема потребления электроэнергии и резервируемой максимальной мощности в отдельных случаях. В частности, предусмотрены некоторые послабления для потребителей с собственной генерацией, имеющих подтверждение о нераспространении требования по продаже всей электроэнергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Из проекта постановления правительства предлагается исключить пункт о переходе на оплату 100% максимальной мощности с 2025 года: долю оплаты резервируемой максимальной мощности предлагается поэтапно довести с 10% в 2021 году до 60% в 2024 году.
Еще в одном документе излагается ответ Минстроя с предложением сохранить статус-кво для предприятий коммунального хозяйства. Такие предприятия обязаны иметь не менее двух независимых взаимно резервирующих источников питания, отказаться от которых не имеют права; введение оплаты резерва приведет к кратному росту расходов на электроэнергию, сформирует дополнительный убыток и потребует увеличения бюджетных дотаций либо снижения инвестиционных расходов.
Согласно оценке Минэкономразвития России, представленной в августе 2019 года, оплата сетевого резерва приведет к дополнительной нагрузке на бизнес в размере 324 млрд руб. по базовому сценарию. В совокупности с дифференциацией тарифа ФСК принятие изменений может снизит рост ВВП на 0,083%, прогнозируется спад производства в энергоемких отраслях промышленности, совокупные потери экономики в пятилетний период в ценах 2019 года составят 577 млрд руб.
Стоит добавить, что в условиях нынешнего экономического кризиса, в ходе которого принимаются решения о поддержке промышленных предприятий из федерального бюджета, принятие таких изменений выглядит тем менее продуманным и угрожающим ущербом экономике страны: представленный механизм оплаты резерва может "добить" предприятия, вынужденные в сложных экономических условиях сокращать объем производства и соответственно потребление мощности из сети.
Промышленные энергопотребители неоднократно высказывали свои опасения по поводу перспективы введения оплаты сетевой мощности (см. "НГ" от 15.10.18, 21.11.18, 22.11.19). По их мнению, Минэнерго по-прежнему не учитывает особенности работы потребителей, обязанных в силу требований законодательства обеспечивать наличие автономных резервных источников питания (как правило, собственных электростанций) для безаварийной остановки производства в целях предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров (потребители первой особой категории). К числу таких предприятий относятся, например, нефтеперерабатывающие заводы, объекты нефте- и газодобычи, предприятия нефте- и газохимии, предприятия по производству удобрений. Остается в силе и требование по оплате резерва для предприятий с собственной генерацией в отсутствие фактически оказываемых услуг по передаче электроэнергии (когда электроэнергия производится и потребляется непосредственно на предприятии без использования услуг общей сети).
Сегодня тариф на услуги сетевых организаций включает все затраты на работу и обслуживание электросетевого оборудования независимо от его загрузки. Предлагаемое Минэнерго решение на фоне проработки "Россетями" вопроса о долгосрочных тарифах на 10 лет выглядит как дополнительный сбор денег сверх необходимой валовой выручки. Возникают подозрения, что у сетей сократятся стимулы оптимизировать свое хозяйство и сокращать издержки: снизится их зависимость от объема передачи электроэнергии и может возникнуть желание навязать потребителю как можно больше мощности, окупаемость которой будет гарантирована без фактического использования.
Минэнерго, основываясь на ошибочном, технологически и экономически необоснованном представлении о функционировании электросетевого комплекса, настаивает на введении дополнительных платежей за услуги электросетевой монополи, которые она фактически не оказывает, указывает начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев: "Регулятор исходит из того, что за каждым потребителем в энергосистеме закреплен свой, обособленный "резерв сетевой мощности" в размере суммы максимальной мощности энергопринимающего оборудования, которым он может в любой момент воспользоваться. На деле же оптимальное использование инфраструктуры обеспечивается кольцевой топологией сети, схемно режимными решениями и перегрузочной способностью трансформаторов. Это позволяет снижать расходы на строительство сетей, эффективно использовать мощности соседних подстанций, страхующих друг друга в случае увеличения внеплановых нагрузок или аварий и максимально снижать объем сетевых мощностей".
"Именно поэтому сумма присоединенных мощностей потребителей по дочерним компаниям ПАО "Россети" на 10-50% больше всей сетевой инфраструктуры указанных сетевых организаций, способной обеспечить необходимую потребителям пропускную способность мощности. Это также подтверждается тем, что, по данным отчетности ПАО "Россети" за 2013-2017 годы, прирост установленной мощности сети в 2,5 раза меньше мощности, проданной потребителям по исполненным договорам о технологическом присоединении, - добавил эксперт. - Кроме этого, потребителям предлагается платить за резервный энергоисточник, которые они обязанных иметь в силу требований законодательства и для исключения негативных последствий для окружающей среды, угрозе жизни и здоровью людей т.д. Также для предприятий вводится штрафующий платеж за наличие собственных электростанций, в том числе утилизирующих вторичные энергоресурсы - попутный нефтяной и различные металлургические газы, древесные отходы и пр.".
комментарии(0)