Золотой запас России существенно вырос в цене. Фото Reuters
Международные резервы РФ приближаются к максимальным значениям 2008 года. В начале августа долларовый эквивалент всех российских резервов увеличился до 592 млрд. Стремительный рост золотовалютных резервов эксперты связывают не с их активным наполнением, а с повышением цен на золото. Мало того, рост цен на драгметаллы скорее всего позволил регулятору избежать более глубокой девальвации рубля. Золото – это пока лучший способ защиты от западных санкций, считают аналитики.
На 1 августа международные резервы РФ составили 591,75 млрд долл. При этом только за неделю (с 24 июля) они увеличились на 1,6%, или на 9,1 млрд долл., говорится в материалах ЦБ. Месяцем ранее Россия держала в резервах свыше 568,8 млрд долл. Международные резервы – это высоколиквидные иностранные активы ЦБ и правительства РФ, которые включают средства в иностранной валюте, специальные права заимствования (СДР), резервную позицию в МВФ и монетарное золото.
Москва довольно интенсивно наращивает резервы. Так, за весь 2019 год международные резервы увеличились почти на 86 млрд долл. И скорее всего в августе резервы превысят достигнутый в 2008 году максимум в 598,1 млрд долл., прогнозируют эксперты. Так, по подсчетам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, ЗВР уже на 7 августа могли достичь и даже превысить установленный 12 лет назад рекорд. Стоимость драгоценного металла в ЗВР могла достигнуть 152 млрд долл. «Мы также ожидаем роста объема международных резервов приблизительно на 1–2% за счет подорожания евро по сравнению с американским долларом. Таким образом, по нашим расчетам, валютная часть должна составить около 448–450 млрд долл. Дальнейшее изменение резервов зависит от цен на золото, изменений курса доллара по отношению к другим валютам, структуры валютных резервов и динамики стоимости ценных бумаг», – пояснил эксперт, добавив, что размер резервов может достигнуть отметки в 600 млрд долл. уже к концу августа. Однако после этого объем резервов скорее всего будет снижаться, считают в международном рейтинговом агентстве Fitch. Согласно их прогнозу, к концу этого года ЗРВ России составят 570 млрд долл.
Большую часть средств на сегодняшний день Россия держит в иностранной валюте – на нее приходится около 426,6 млрд долл. В свою очередь, на золото приходится четверть всех российских резервов – свыше 144,3 млрд долл., следует из статистики регулятора. При этом в самом ЦБ подчеркивают: рост золотовалютных резервов произошел «под воздействием положительной курсовой переоценки и повышения цен на золото». С этим мнением согласны и эксперты. «Именно ралли на рынке золота, которое составляет четвертую часть всех российских ЗВР, стало основной причиной рекордных показателей», – сообщают аналитики Telegram-канала MMI. Другая причина – дорожающий евро.
«Вложения в растущий евро (31% на начало года) также способствовали росту резервов», – отмечают эксперты.
Заметим, только за четыре месяца этого года резервы выросли на 11,6 млрд долл., или на 2,1%. При этом стоимость монетарного золота в резервах в апреле увеличилась на 6,2 млрд долл., или на 5,2%, до 126 млрд, а его доля в резервах осталась на рекордных 21,3%, сообщали экономисты (см. «НГ» от 17.05.20).
В конце апреля глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщала, что ставка регулятора на золото – сознательная политика. «Для того чтобы диверсифицировать риски, которые имеют не только финансовую природу, но и геополитическую, мы увеличивали долю золота», – рассказывала она, подчеркивая, что оснований для продажи золотого запаса нет. «Золото является уникальным резервным активом, востребованным в современном мире и при этом не зависящим от действий стран-эмитентов в отличие от валюты», – продолжала глава ведомства. Впрочем, тогда же она говорила, что драгметалл – довольно волатильный актив, но с рядом «других преимуществ».
«Взлет цен на золото выше 2 тыс. долл. за унцию и снижение доллара на Форексе резко увеличили золотовалютные резервы России. Ралли золота обеспечило почти половину прироста ЗВР в июле, который стал одним из самых быстрых в истории», – замечает экономист Nordea Татьяна Евдокимова, подчеркивая, что рекордный за 10 лет взлет цен на золото позволил российским властям номинально компенсировать все потери. «Резервы растут, даже несмотря на то что ЦБ их тратит. С конца марта регулятор продал на Московской бирже 13,5 млрд долл. из своих ЗВР и Фонда национального благосостояния (ФНБ), поддерживая рубль и финансируя дефицит федерального бюджета», – сообщает эксперт.
Центробанк отчитался о росте международных резервов. Фото Reuters |
Таким образом, продолжает Гойхман, «заслуги» экономики в росте ЗВР практически нет, они повышаются не вопреки кризису в России, а благодаря кризису мировому, обесцениванию доллара и удорожанию защитных активов.
Однако повышение объемов ЗВР создает дополнительную подушку безопасности для финансовой системы, уверены эксперты. «По данным ЦБ, в апреле–июне из-за падения цен на нефть и газ, а также из-за сокращения их поставок в физическом выражении общий приток валюты сократился на треть – до 67,9 млрд долл. После покрытия импорта профицит торгового баланса составил минимальные за последние 17 лет 14,3 млрд долл. Этой суммы оказалось недостаточно для покрытия импорта услуг, погашения долга и компенсирования вывоза капитала частным сектором. В итоге ЦБ был вынужден закрыть эту образовавшуюся дыру за счет продаж валюты из ФНБ и ЗВР», – поясняет предправления компании «Обновление» Михаил Дорофеев, замечая, что без резервов у рубля было бы меньше шансов отыграть ослабление февраля–марта.
«Если бы не средства ФНБ и продажа акций Сбербанка правительству, ЦБ потребовалось бы задействовать средства ЗВР для стабилизации курса рубля во втором квартале 2020 года или девальвировать его по сценарию 2014 года в два раза», – считает директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. Собственно, продолжает эксперт, одна из причин, почему РФ приходится иметь столь высокие объемы ЗВР, – это зависимость профицита российского торгового баланса от стоимости и объемов углеводородного сырья.
Пока что портфель резервов Центробанка выглядит сбалансированным, несмотря на то что на долю монетарного золота приходится почти четверть российских ЗВР, считает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. Однако, продолжает она, открытым остается вопрос о стратегии Центробанка в условиях, когда цены на золото начнут после столь бурного роста корректироваться вниз. «Вероятно, ЦБ попытается перевложиться в доллары, но в том-то и дело, что хранение значительной части ЗВР в золоте – это лучший способ защиты от санкций США и других западных стран на случай, если США попытаются запретить России операции с долларом», – рассуждает аналитик.
комментарии(0)