Далеко не все школьники без проблем перешли на домашнее обучение. Фото РИА Новости
Менее чем через месяц в России стартует новый учебный год, который будет отличаться более широким использованием дистанционных форм обучения. Однако далеко не все школьники имеют необходимое оборудование для полноценной дистанционной учебы. Более 20% учеников не имеют собственного настольного компьютера, показывают последние социологические опросы.
Далеко не все жители России имеет личный компьютер или ноутбук, свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Впрочем, как следует из опросов, у большинства россиян (78%) все-таки есть ноутбук или персональный компьютер (ПК). При этом каждый третий объявляет о наличии сразу нескольких устройств. Социологи напоминают: еще 10 лет назад лишь у половины россиян были персональные компьютеры. При этом для учебы и работы ноутбуки и ПК использует 70% опрошенных, для развлечений (поиска информации, покупок и общения) – почти 80% респондентов.
Несмотря, казалось бы, на высокие цифры, 22%, то есть каждый пятый в стране, не являются счастливыми обладателями личного компьютера или ноутбука. Это значит, что каждый пятый гражданин РФ, будь то трудящийся или обучающийся, фактически выкинут из современной дистанционной экономики и дистанционного образования.
Отметим, по данным Росстата, в 2018 году на 100 домохозяйств в городах в среднем приходилось 52 персональных компьютера, 81 ноутбук или планшет и 136 смартфонов. На селе на 100 домохозяйств насчитывалось 43 ПК, 54 ноутбука или планшета и 107 смартфонов. При этом в самой бедной группе населения на сотню домохозяйств приходилось только 41 ПК, 47 ноутбуков или планшетов и 107 смартфонов.
Доступность образования для каждого гражданина РФ вроде как гарантирована Конституцией, однако по факту в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции эта роскошь оказывается доступной не для каждого. При этом чиновники отрицают вероятность продолжения удаленного обучения в школах в новом учебном году. «Мы говорим о традиционной классической форме обучения с 1 сентября, не планируем вводить дистанционное обучение», – сообщал в конце июля глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Однако он уточнял, что «новые возможности для учителей и учащихся будут организованы за счет дистанционного обучения».
И несмотря на то что в Минпросвещения отрицают вероятность старта нового учебного года в онлайн-режиме, тестирование «цифровой среды образования» также происходит. В частности, об эксперименте с созданием такой среды в среду рассказал президенту РФ Владимиру Путину глава «Ростелекома» Михаил Осеевский. «В рамках этого проекта предполагается протестировать решения по дистанционному обучению, возможности проводить дистанционные уроки для школьников в отдаленных местах», – пояснил он. Осеевский также отметил, что для этих целей «предполагается создать специальную электронную почту для детей, чат, мессенджер, современный электронный контент». «Нам представляется, что действительно это направление очень важное, и запрос на него в последние месяцы стал необходим», – подчеркнул глава компании.
Конечно, запросы на дистанционные формы и обучения, и работы довольно высоки, однако стоит ли их обсуждать, когда каждый пятый гражданин РФ не имеет персонального компьютера и доступа в интернет? В частности, о таком соотношении рассказывали в фонде «Общественное мнение». Согласно их данным, 22% россиян никогда не пользовались Всемирной паутиной.
На нехватку гаджетов для обучения указывали и в Счетной палате. Аудиторы отмечали, что необеспеченность самых уязвимых групп населения техническими средствами будет усугублять социальное расслоение в стране (см. «НГ» от 07.04.20).
В отличие от РФ, которая готовит эксперименты по внедрению цифрового образования в жизнь обычных граждан, многие другие страны предпочитают снабжать свое население «ключом» к этим самым знаниям. Так, ранее в рамках программы «Компьютер каждому ребенку» в Израиле среди нуждающихся раздали 4 тыс. компьютеров с годовым подключением к интернету. Заметим, программа «Компьютер каждому ребенку» реализуется совместно с израильским правительством. Изначально же программа «Ноутбук для каждого ребенка» реализовывалась под эгидой ООН и ставила своей целью обеспечение ноутбуками детей из самых бедных и развивающихся стран мира.
В России как таковой государственной программы «Компьютер каждому ребенку» нет, однако отдельные регионы проводят благотворительные акции, в рамках которых предоставляют в малоимущие семьи бывшую в употреблении технику. Мало того, в конце июня в Госдуму был внесен законопроект, разрешающий использовать средства материнского капитала на покупку техники для дистанционного обучения ребенка.
То есть Израиль может себе позволить закупку нескольких тысяч компьютеров для малоимущих, а Россия нет?
И это притом, что наблюдается явный перекос в доступности техники среди городского и сельского населения. «Доля городского населения, имеющего ПК, составляет 73,4%, а сельского лишь 55,4%. Получается, что в каждом втором доме действительно нет компьютера, но его нехватка в 69,8% случаев связана с отсутствием необходимости, а технические возможности подключения к интернету имели лишь 7,2% домохозяйств», – замечает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ольга Лебединская.
По мнению экспертов, любые опыты по введению дистанционного образования несостоятельны – если учащимся при этом не предоставляется техника с доступом в интернет. «Требовать настоящего дистанционного обучения без обеспечения всех детей и педагогов компьютерами и доступным интернетом нельзя», – замечает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. «Как минимум при вынужденном введении дистанционного обучения (если эпидемия будет продолжаться), школьников необходимо обеспечить техникой, чтобы они могли реализовать свое право на бесплатное обучение и находились в равной ситуации», – соглашается оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. «Государство обязано обеспечить таких людей компьютерами для обучения детей дистанционно. Если это не будет сделано, то эти дети выпадают из социума, они не смогут получить элементарного образования», – замечает лидер Партии социальной защиты Владимир Михайлов.
Луховицкий также вспоминает, что в уже завершившимся учебном году многие школьники в результате использовали для учебы смартфоны, а не ПК или ноутбуки. Никуда не делась и проблема нехватки техники. «Я работаю в хорошей московской школе, но слышал от многих родителей жалобы на то, что им не хватает компьютеров одновременно для родителей и детей», – сообщает сопредседатель профсоюза. Действительно, весной с запуском по всей стране удаленного обучения отдельные регионы сообщали, что для некоторых школьников обучение ведется не по средством онлайн-консультаций, а с помощью телефонных звонков.
Всеволод Луховицкий считает, что удаленное образование можно рассматривать только как дополнение к очному. Дистанционное обучение как таковое подходит либо для детей, временно не посещающих школу, либо очень мотивированных, рассуждает он.
Таким образом, перспектива введения массового дистанционного образование выглядит малореализуемой, уверены эксперты. «И дело не только в отсутствии необходимого материального обеспечения школ и нехватки устройств, но и в вопросе формата такого обучения. В этом возрасте необходим контроль, который едва ли возможен со стороны преподавателей и учителей. Не могут его обеспечить и сами родители», – замечает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган.
Собственно, ушедший учебный год выявил неготовность к дистанционному обучению не только школьников, но также учителей, и даже самих учебных заведений. К примеру, в мае замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко отмечал, что к работе в полностью дистанционном режиме готовы только 15% российских школ.
Не готовы оказались к дистанционке и сами учителя. Как показывал опрос Аналитического центра НАФИ, четверть российских педагогов признались, что им не хватает знаний и навыков для перехода на дистанционное образование.
комментарии(0)