Достроить «Северный поток – 2» надеялись с помощью судна-трубоукладчика «Академик Черский». Фото Reuters
Для завершения строительства «Северного потока – 2» (СП-2) остаются фактически считаные километры, однако препятствия на пути газпромовского проекта продолжают возникать. Ранее США ввели санкции против газопровода, что повлекло за собой выход из проекта иностранных участников. Теперь, чтобы не попасть под американские санкции, «Газпром» спешно переписывает суда-трубоукладчики на сторонние организации, а к месту строительства в Балтийском море прибывают новые и новые суда.
Ситуация вокруг строительства СП-2 далека от развязки. США усиливают давление на проект. Напомним, ранее против газопровода были введены санкции, которые повлекли за собой выход из проекта компании Allseas, которая также отозвала все свои суда-трубоукладчики. Теперь оставшиеся почти 100 км Россия пытается строить своими силами.
Сначала сообщалось, что работы по трубоукладке продолжит российский «Академик Черский». Теперь в этой работе ему, очевидно, будет помогать таинственный корабль «Россини», пишет немецкая пресса. В частности, как сообщают немецкий журнал Focus и газета Ostsee-Zeitung, таинственный корабль «Россини» стоит на причале в порту города Засница на немецком острове Рюген уже с июня. Напомним, в соседнем порту острова – Мукране – базируется российское судно «Академик Черский».
Немецкая пресса новому загадочному судну приписывает роль помощника по трубоукладке газопровода по дну Балтийского моря. СМИ пишет, что на новом судне базируется около 140 работников, среди которых есть как русские, так и англичане, украинцы и итальянцы. Автобусами их отвозят в соседний порт, где расположен «Академик Черский». При этом ни представители обоих портов, ни компания Nord Stream AG, ни даже бургомистр не дали изданиям комментариев относительно происходящего. В Nord Stream AG при этом подчеркнули, что не имеют к загадочному судну никакого отношения.
Сами же немецкие СМИ полагают, что такая секретность связана с опасением участников попасть под санкции США. «В данный момент они грозят практически всем участникам проекта «Северный поток – 2»: строительным компаниям, поставщикам, финансистам, страховщикам, портам, и даже бургомистр Крахт может попасть под прицел американцев», – пишет Focus.
Как сообщается, новый виток напряжения повлекли за собой сообщения из Вашингтона. Американские власти планируют усилить давление на немецкие и европейские фирмы, участвующие в строительстве газопровода СП-2. Как пишет немецкая газета Welt, представители США несколько дней назад провели видеоконференции с представителями подрядчиков проекта и указали им на «далеко идущие последствия их работы над проектом». Они «в дружелюбном тоне дали понять, что намерены не допустить окончания строительства газопровода, – цитирует издание одного из присутствующих на переговорах. – Я думаю, что угроза очень и очень серьезная».
К слову, госсекретарь Майкл Помпео на прошлой неделе объявил, что газопровод теперь подпадает под закон, позволяющий помимо прочего вводить санкции и против компаний, имеющих коммерческие отношения с Россией или такими государствами, как Иран и Северная Корея.
Кроме этого, в июне Палата представителей и Сенат США приняли свои версии оборонного бюджета на следующий финансовый год и в обоих документах фигурировали поправки к санкциям против страхователей судов-трубоукладчиков СП-2 и поставщиков оборудования для них. В какой версии будут приняты новые санкции против трубопровода, станет ясно к концу сентября, когда будет утвержден вариант оборонного бюджета.
При этом подчеркивается, что американские санкции вроде как и вообще не мешают строительству газопровода из России в Германию. В частности, в Nord Stream AG сообщали, что стыковочный пункт в Любмине (Верхняя Померания – Грайфсвальд) готов к эксплуатации. В свою очередь, работа на стыковочном пункте в России продолжается. Работы в прибрежных зонах, такие, например, как устройство точечных каменных насыпей, также завершены.
Тем не менее угроза санкций более чем осязаема, иначе как объяснить, к примеру, внезапное исчезновение судна «Академик Черский» из активов «Газпрома». Как ранее сообщалось, трубоукладчик «Академик Черский», единственный в РФ обладающий современной системой динамического (безъякорного) позиционирования, перестал принадлежать группе «Газпрома». Так, в начале июня сообщалось, что судно, числившееся в составе компании «Газпром флот» находится в собственности Самарского теплоэнергетического имущественного фонда. И если еще в конце марта сам фонд входил в группу «Газпрома», то уже в конце июня – нет, писали СМИ. Некоторые другие суда снабжения, ранее также числившиеся в составе «Газпром флота», также впоследствии внезапно сменили владельцев.
Загадочный жилой корабль у берегов Германии записали в «помощники» «Северному потоку – 2». Фото с сайта www.tschudishipmanagement.com |
Помимо «Академика Черского», внезапно вышедшего из «Газпром флота», «Фортуны», которая «точно не будет участвовать в проекте» и загадочного «Россини», СМИ сообщают и о других возможных судах-помощниках в завершении многострадального СП-2. Как пишет EAdaily, к Калининграду подходит еще одно российское судно, которое в теории способно помочь в достройке СП-2. Так, по данным навигационного портала Marinetraffic, к Калининграду из Новороссийска подошло судно обеспечения «Балтийский исследователь». Как пишет СМИ, ранее оно уже было задействовано в работах по строительству «Турецкого потока» и СП-2. Как сообщается, «Балтийский исследователь» может обеспечить мониторинг укладки газопровода, чем раньше также занимались иностранные компании.
Тем не менее, рассуждают эксперты, тот факт, что и «Фортуна», и «Академик Черский» достаточно долго стояли в Мукране, а сейчас в Ростоке, говорит о том, что предполагалось задействовать их совместно. «На «Фортуне» есть сварочное оборудование, которое уже настроено под СП-2, поскольку судно выполняло работы на российском участке, а «Черскому» проще укладывать трубы на глубине», – приводит размышления ведущего аналитика Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова «Прайм».
«Явно эти телодвижения начаты, чтобы не попасть в санкционные списки США, как уже пытаются сделать с «Черским», переписывая его на самарский фонд. Подобным фондам не страшны санкции: не факт, что у них есть имущество, которое могут арестовать в США и операции в долларах», – продолжает эксперт.
Передача права собственности на судно – это логичный шаг, который снимает риски для «Газпрома» в качестве судовладельца, но не снижает рисков для самого судна, замечает главный аналитик «Алор» Алексей Антонов. «Но поскольку работу по укладке участка СП-2 судно не начинало, то формально оснований для применения к нему санкций просто нет. Если же «Черский» попадет под санкции, его работа будет осложнена, поэтому логично иметь как минимум одно или несколько кораблей, которые могут завершить начатое им, но к появлению которых в США будут не готовы», – рассуждает эксперт.
Одним судном чисто технически нельзя достроить трубопровод, соглашается руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Академик Черский» предназначен для работы на глубоководных участках, а «Фортуна» может работать на мелководье. Либо другой вариант: трубы для газопровода на «Фортуне» свариваются в одну нитку, а «Черский» их укладывает. Также нужны суда снабжения, которые должны подвозить трубы для укладки – сейчас «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко» должны уже прибыть на место строительства», – рассказывает он.
Однако, продолжают эксперты, все еще остаются технологические вопросы, которые способны задержать сроки строительства. «Во-первых, «Академик Черский» не оборудован для сварки труб диаметром 48 дюймов, как необходимо на СП-2. Во-вторых, все суда, занятые на прокладке трубопровода, должны получить разрешения на работу и быть застрахованы – без этого начать работы в море нельзя. Кроме того, компания Nord Stream 2 должна предоставить Датскому энергетическому агентству новый график работ, в том числе предполагаемые сроки прокладки трубопроводов. Но пока агентство этот график не получило», – говорит Деев. По его словам, если бы работы уже были начаты, то укладка трубопровода могла бы быть завершена через три месяца. Еще столько же могли бы занять пусконаладочные работы. «Тогда сроки сдачи СП-2 вполне укладываются в обозначенные ранее сроки – начало 2021 года. Сейчас пока непонятно, как будут развиваться события», – резюмирует он.
Если работы не начнутся в ближайшие дни, то шансов на завершение строительства до конца года будет немного, считает аналитик «Финам» Алексей Калачев. «У меня есть две версии происходящего. Первая – технической возможности достроить СП-2 своими силами нет, но никто не рискнул прямо сказать об этом президенту. Отсюда и вся чехарда с судами. Вторая версия заключается в том, что споры вокруг СП-2 вызывают раскол между США и Германией, между Германией и Польшей и тем подрывают единство Запада по отношению к России. После завершения строительства эта тема перестанет быть актуальной. Поэтому власти РФ могли уже сами пойти на затягивание в реализации проекта», – не исключает он.
комментарии(0)