0
5978
Газета Экономика Интернет-версия

05.08.2020 15:06:00

Виталий Савельев: На три месяца топ-менеджеры "Аэрофлота" сократили себе зарплату почти вдвое

Тэги: аэрофлот, савельев, экономика, финансы, авиация, авиаперевозки, билеты, ваучеры, кризис, коронавирус, пандемия, covid19

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

аэрофлот, савельев, экономика, финансы, авиация, авиаперевозки, билеты, ваучеры, кризис, коронавирус, пандемия, covid-19 Фото ПАО "Аэрофлот"

Гендиректор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев дал большое интервью ТАСС в рамках проекта «Первые лица бизнеса», где подробно рассказал о сложившейся ситуации в сфере пассажирских авиаперевозок в условиях пандемии COVID-19. Также Савельев прокомментировал острые вопросы по поводу цен на билеты, возврату денег, полетным ваучерам и «лоббистском ресурсе».

О глобальном кризисе в гражданской авиации, связанным с пандемией коронавируса

Ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19, оказались очень жесткими, с подобным кризисом я реально столкнулся впервые за те 11 с половиной лет, что работаю в "Аэрофлоте". 

Хотя ситуации бывали всякие, вспомним извержение в 2010 году вулкана с труднопроизносимым исландским названием. Тогда почти весь мир стоял. В Европе только мы продолжали выполнять регулярные международные рейсы и впервые по-настоящему показали иностранцам, что такое "Аэрофлот". Помните же историю? Все испугались, что вулканические выбросы помешают полетам, а мы проанализировали состояние самолетов и двигателей, убедились, что угроз безопасности полетов нет, и продолжили вывозить и наших граждан, и иностранцев. Зарубежные авиакомпании опомнились и приступили к полетам только через две недели. Или возьмем эпидемии птичьего и свиного гриппа, лихорадки Эбола. Тоже серьезные вызовы...

photo_afl01_a.jpg
Фото ПАО "Аэрофлот"
Другое дело, что коронавирус оказался долгоиграющей напастью, растянувшейся на месяцы и больно ударившей по транспортной отрасли и туризму. Пострадавших компаний, как наша, много, практически вся авиация мира. Фактически в марте-апреле мы остановились, перевозили от трех до пяти тысяч пассажиров в сутки вместо 110–120 тысяч годом ранее. По сути, в наших масштабах — мизер, жалкие крохи. В середине июля вышли на цифру 59 процентов к аналогичному периоду 2019-го.

По итогам 2020-го, видимо, перевезем лишь половину от того количества, которое было год назад. Наши ожидания — примерно 30 миллионов человек вместо прошлогодних 60,7 миллиона. Это суровая реальность, но мы не одни такие. Схожая картина у наших иностранных коллег. Крупные авиакомпании особенно сильно пострадали. Скажем, Lufthansa, группа Air France-KLM. Весной они тоже почти не летали, у всех возникли большие кассовые разрывы, когда пассажиров нет, а обязательные платежи сохранились: тот же лизинг, жалованье сотрудникам…

О зарплатах и бонусах в условиях существующего кризиса

Когда летаем и все идет штатно, группа "Аэрофлот" тратит 6,7 миллиарда рублей в месяц только на зарплату. Это, конечно, очень много.

[На время вынужденного простоя сократили выплаты] руководству. Три месяца было чуть более половины зарплаты, потом добавили, но все равно у топ-менеджеров будет снижение. Такое решение мы самостоятельно приняли. Ну и никаких премиальных выплат в ближайшее время у нас не ожидается.

Виталий Савельев прокомментировал вопрос о бонусах руководству компании в 2,1 млрд руб за 2019 год. — Вы что-то путаете. Да, все последние годы мы добивались хороших показателей, но таких денег в виде премий не получали.

O «государственности» «Аэрофлота» и «лоббистском ресурсе»

"Аэрофлот" постоянно называют госкомпанией. Что не соответствует действительности. Мы — публичное акционерное общество, и основная наша задача в соответствии с законом и уставом — извлечение прибыли. Ровно этим я и занимаюсь. А совет директоров при помощи бонусов мотивирует персонал, чтобы люди работали еще лучше, эффективнее. Так должна функционировать любая компания — и государственная, и акционерная, и частная.  Людей не сокращаем, сохраняем коллектив. И от стратегических целей не собираемся отступать.

"Аэрофлот" подтвердил Минпрому закупку отечественной авиатехники. Несмотря на тяжелое состояние, добираем в этом году восемь самолетов Sukhoi Superjet 100, на следующий год берем еще 14. 

Виталий Савельев прокомментировал вопрос о том, что «партнеры по внутреннему рынку обижаются, что львиную долю государственной помощи "Аэрофлот" забрал себе». — Знаете, у меня со многими коллегами хорошие личные отношения. Давайте исходить из того, что не только группа "Аэрофлот", но и другие крупные отечественные авиакомпании являются системообразующими предприятиями и имеют право рассчитывать на поддержку государства. … Мы были первопроходцами, создавали математические модели, проходили комиссии в Министерстве экономического развития, доказывая справедливость наших расчетов по кассовому разрыву, необходимости помощи "Аэрофлоту". После этого убеждали экспертов Минфина и наконец — непосредственно правительственную комиссию. У всех была и остается такая возможность. Я посоветовал бы коллегам не обижаться, а работать.

О ценах на билеты, возврате денег, ваучерах и ситуации на рынке авиаперевозок

Дальневосточные "плоские" тарифы, как бы тяжело нам ни было, остаются. А еще Симферополь и Калининград. Свои обязательства мы выполняем. Да, от спонсорских контрактов пришлось отказаться, закрыть их, но это объективная реальность, у нас физически нет средств, чтобы финансировать их в прежнем объеме.

И вернуть пассажирам деньги за невыполненные в первый период пандемии рейсы мы не могли. Предложили ваучеры, которые можно обменять на билеты. Правительство поддержало. Иначе пришлось бы субсидировать нас еще на десятки миллиардов рублей. [Ваучеры были одноразовой мерой, на время форс-мажора]. Они использовались до определенного периода — с конца февраля по май, когда входящий денежный поток попросту остановился. Сейчас мы начали летать и возвращаем деньги за купленные после 1 мая и неиспользованные билеты, если, конечно, это предполагает тариф.

Есть другая проблема, о которой мы еще не говорили: не исключаю банкротств российских авиакомпаний осенью. Сегодня из 100 отечественных компаний, имеющих лицензии, на рынке реально работают 48. Есть очень сильные игроки, такие как, например, S7 Airlines. Нужно сказать, что Владислав Филев — талантливый менеджер, который всегда видит и тонко чувствует рыночные возможности. Есть и другие достойные соперники. Так вот, на первую двадцатку приходится почти 97 процентов перевозок. Но и оставшиеся ведь кого-то возят. И здесь возникает коллизия. По оценке экспертов, еще в 2019 году, до кризиса, избыточное предложение кресел на рынке составляло 12–14 процентов. А что происходит сейчас, когда рынок упал вполовину?

photo_afl03_a.jpg
Фото ПАО "Аэрофлот"
Никто ведь пока не остановился, значит, компании начинают демпинговать, бороться всеми способами за пассажира. Это радость для тех, кто летит, но горе для тех, кто возит. [На данный момент} наши тарифы приближаются к уровню "Победы". Выбора не остается. Ситуация на рынке такова: либо вы платите и летаете "Аэрофлотом", покрывая издержки авиакомпании, либо ищите альтернативу. Она существует. Вся Европа пересела на лоукостеры. Ryanair сегодня больше, чем концерн Lufthansa. И ирландцы не просят дотаций у государства, хотя кризис. У Wizz Air, венгерского лоукостера, та же картина. И у EasyJet... Сегодня время лоукостеров. Дорого в "Аэрофлоте" — добро пожаловать в "Победу"!

[Во время пандемии «Аэрофлот» занялся грузоперевозками]. А что оставалось делать? Это же от безысходности. Мы понимали, что шаг временный: пассажирский самолет не может стать грузовым, нужна другая конфигурация. Но всем движет экономика. Машина простаивает на бетоне, за лизинг платим, за стоянку... Под грузовые рейсы полностью застилали мягким полиэтиленом салон, туда грузили только легкие коробки с медицинскими масками, какими-то СИЗами, комбинезонами, мягкими деталями. В багажных отсеках возили оборудование по заявкам Минпрома, Минздрава — от аппаратов ИВЛ до запчастей для "Камазов".

photo_afl02_a.jpg
Фото ПАО "Аэрофлот"
О возобновлении полетов и страшилках «диванных» экспертов

Мы уже всем объяснили, рассказали, даже доказали, что эти страхи напрасны. И никакая шахматно-шашечная рассадка не нужна. Самолет — абсолютно безопасная среда, герметичная капсула, воздух в которой постоянно обрабатывается. Все страшилки — популизм диванных экспертов. Стерильность на борту у новых машин на уровне хирургических операционных

В России есть так называемый отложенный спрос. Как только границы откроют, народ сразу полетит: отдыхать-то надо. В нашей стране пока нет достаточной туристической инфраструктуры, сравнимой с Турцией, Египтом, Таиландом, Израилем. Россияне обязательно постараются догулять полтора-два месяца, пока на курортах будет тепло. С операционной точки зрения у нас все готово. Система бронирования должна ввести перевозку, чтобы пассажир смог купить билет. Все. В нормальной среде на такой перезапуск ушел бы месяц-полтора. Но сейчас все давно назрело, поэтому не исключаем, что сможем за пару недель запустить рейсы. Если они будут на 75 процентов заполнены, полетим.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Президент Абхазии пообещал уйти, чтобы вернуться

Президент Абхазии пообещал уйти, чтобы вернуться

Игорь Селезнёв

Бжания надеется победить на внеочередных выборах

0
1501
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1464
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
1185
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
1004

Другие новости