31 октября 1990 года в СССР принимают Закон «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле». Уже через несколько месяцев спекуляция перестанет быть преступлением, что не помешает правоохранителям ловить “индивидуальных предпринимателей”, а прессе - публиковать громкие новости, разжигая народную ненависть к торговле.
Проблемы конца 80-ых-начала 90-ых закономерным образом привели к дефициту и борьбе за право купить что-либо. Люди часто становились в длинную очередь перед продуктовым магазином, не зная, что именно сегодня там продают. А право приобрести какой-то определенный товар вскоре и вовсе стало элитарным. Старшее поколение помнит спецраспределители, магазины «Берёзка», ставшие настоящим символом элитного потребления в Союзе.
Сложно поверить, но со времен обложенных джинсами и аудиокассетами легковушек прошло менее 30 лет. Дикий поначалу российский рынок забыл как страшный сон дефицит, магазины для партийной номенклатуры, директивное распределение товаров и установление цен. В считанные десятилетия он стал одной из самых технологичных отраслей экономики со сложнейшими бизнес-процессами внутри. Сегодня ритейл активно использует big data, прогнозирует спрос, проводит сложнейшие финансовые операции в реальном времени, рассчитывает товарные запасы и составляет продуктовые матрицы. На такое усложнение бизнес-процессов торговля пошла лишь с одной целью – создать все условия для беспрепятственного приобретения товаров. Потребитель больше не должен стоять в очередях, получать талоны, ждать месяцами необходимого – покупки сегодня совершаются быстро, формат выбирает сам покупатель, а ассортимент практически не ограничен.
Удивительно, но еще тогда, в конце эпохи перестройки, компенсируя отсутствие нормальной торговли и дефицит на полках продуктовых магазинов, люди выходили на улицы и в переходы – торговали всем, что могли достать. И, как ни странно, сами однажды став частью этой системы, чтобы выжить, они зачастую демонстрируют весьма негативное отношение к ней, обвиняя ее во всех смертных грехах.
В преддверии Дня торговли рассмотрим самые устойчивые мифы о российском рынке.
Миф №1: “Торговать - не мешки ворочать, а кто экономику развивать будет?”
По данным Росстата, в торговле трудятся как минимум 13 миллионов человек. То есть, фактически, здесь находит свое профессиональное призвание каждый шестой россиянин. Это делает отрасль основным работодателем нашей страны, опережающим по вкладу в трудоустройство экономически активного населения даже обрабатывающие производства и сферу образования.
Это не так очевидно, в первую очередь, из-за консервативного восприятия торговли, которая за минувшие десятилетия из разрозненных неорганизованных вещевых рынков и ларьков превратилась в гигантскую экосистему, включающую в себя сетевых ритейлеров, отдельные магазины различных форматов, дистрибьюторов, поставщиков и обеспечивающие службы, включая логистику, клининг и многие другие. Управление торговыми сетями с сотнями и тысячами торговых точек, их своевременное снабжение товарами, обеспечение кассовых операций, работы с покупателями и с персоналом вышло далеко за рамки бухгалтерских книг. Сегодня эта работа, которая требует усилий людей сотни специальностей: от кассиров и администраторов до специалистов по логистике и сложнейшим IT-системам.
За время трансформации торговля из ее традиционного понимания превратилась в настоящую IT-индустрию, которую представляют в том числе и такие технологические гиганты как Amazon, Alibaba или Ozon. Развиваясь в таком ключе, ритейл формирует спрос на передовые IT-продукты, решения, подстегивает и другие отрасли.
Каждое производство в стране по большому счету зависит от развитости торговой сферы. Можно производить лучшие колбасы или хлеб, но масштабировать свой бизнес без адекватных каналов реализации просто невозможно. Поэтому, чем более развитой и менее зарегулированной будет торговля, тем в большем плюсе окажутся производители.
К тому же, с точки зрения национальной экономики торговля - один из основных драйверов роста ВВП. По данным того же Росстата, оборот розничной торговли в 2019 году составил 33 532,1 млрд рублей или почти 15% от ВВП страны. По этому показателю она соперничает в официальных отчетах с добычей полезных ископаемых - той отраслью экономики, которая, по устоявшемуся мнению, “кормит” Россию.
Миф №2: “В торговле только и знают, что задирать цены и делать деньги на ровном месте!”
Распространенное заблуждение о “сверхдоходах” в сфере торговли также уходит корнями во времена спекулянтов. В реальности слухи о высокой маржинальности торговли, мягко говоря, преувеличены.
Статистика последних несколько лет показывает, что продовольственная инфляция была ниже, чем инфляция по стране в целом. А в крупнейших торговых сетях стоимость товаров на полке росла и того меньше. Во многом это объясняется политикой торговых сетей, которые сдерживают рост цен. В условиях жесткой конкуренции на рынке и падения доходов граждан именно продавцы оказываются заинтересованы в том, чтобы продавать товар с минимальной наценкой. Это дает им возможность привлекать покупателей в магазины и мотивировать спрос, ведь задача ритейла вовсе не выжать из потребителя последнее, а сделать ему такое предложение, которое побудило бы его снова вернуться в тот же магазин за покупками и рекомендовать другим именно этот магазин.
Прибыль формируется на всех этапах товаропроводящей цепочки, и глупо было бы отрицать, что она не нужна ни ритейлу, ни производителям. Нужна, и в первую очередь для того, чтобы инвестировать в дальнейшее развитие. Правда масштабы такой прибыли зачастую многократно преувеличиваются в СМИ и в кулуарных разговорах.
Рентабельность торговых сетей на настоящий момент не превышает 2-3%, а поддержка потребителей в условиях сокращающихся реальных доходов, требует от ритейла все больших инвестиций. Например, торговле приходится сдерживать объективный рост цен и тщательно рассматривать каждый запрос от поставщиков на повышение стоимости товаров, принимая во внимание падение платежеспособного спроса.
Не похоже на наживу на пустом месте, не правда ли? Поэтому, когда мы слышим, что «торговлю нужно еще прижать», мы должны четко осознавать, что это будет ударом по собственному карману, ведь несметных прибылей, которыми можно было бы делиться, у торговли просто нет. А вот развитие торговли и производителя могло бы пойти покупателю только на пользу, ведь это гарантирует ему доступность продукции, качество и разнообразие.
Миф №3: “За сферой торговли нужен неусыпный контроль властей!”
И вновь это отголоски эпохи, когда государственное регулирование было единственно возможным. И сейчас, спустя много лет после закономерной гибели плановой экономики и установления цен “сверху”, когда подзабылись очереди, дефицит и пустые полки, отдельные политики и, иногда, и потребители видят в госрегулировании благо.
В реальности же современная торговля является одной из сфер, которая наиболее успешно развивает саморегулирование. В его основе - переговоры между участниками рынка, соблюдение норм Кодекса добросовестных практик и естественное стремление представителей бизнеса учитывать взаимные интересы.
Часто разговоры о саморегулировании воспринимаются как сугубо внутренняя кухня ритейла и производителя, но от этого сотрудничества выигрывает не только бизнес, но и потребитель. Торговая отрасль оперативно подстраивается под его запросы, формирует необходимые запасы и развивает логистику. Именно в розничной торговле быстрее всего - и без всякого нажима “сверху” - внедряются инновационные решения, начиная от онлайн торговли и заканчивая системы быстрых платежей.
Последние 30 лет развития торговли наглядно показали, что рыночное регулирование благоприятно влияет не только на саму отрасли, но и на положение покупателей, которые в конечном счете, являются основными выгодоприобретателями конкуренции между торговыми сетями, их технологического развития и развития их поставщиков. Путь от торговли на улице до настоящей IT-индустрии со сложнейшими внутренними процессами, который прошла торговля, в конечном счете привел к тому, что каждый из нас, заходя в магазин больше не опасается наткнуться на пустые полки, встать в километровую очередь или не найти на полке хлеб. Трансформация ритейла дала россиянам возможность самим определять, что и как они хотят покупать. Ну и в конце концов не представление законодателей о том, как должна работать отрасль, а непосредственно потребительский спрос и предпочтения, сделали ее такой, какой ее сегодня привыкли видеть покупатели.
комментарии(0)