Фото Pixabay.com
Для достижения поставленных президентом России целевых показателей экспорта в качестве обязательных мер поддержки промышленности необходимо предусмотреть меры, направленные на сдерживание роста тарифов на электроэнергию. Об этом говорится в письме компании РУСАЛ в Госсовет (копия есть в "НГ"). Необходимость снижения бремени энергоцен признают и в Минэкономразвития, а опрошенные эксперты называют высокие цены на электроэнергию одним из главных факторов, снижающих конкурентоспособность экспортных товаров.
Письмо направлено руководителю рабочей группы Госсовета по направлению "Промышленность", губернатору Тульской области Алексею Дюмину и главе подгруппы "Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки", губернатору Калининградской области Антону Алиханову. Пандемия COVID-19 и связанные с ней карантинные меры затронули рост ВВП и промышленного экспортного производства в России сильнее, чем можно было ожидать, говорится в документе. Ухудшение глобальной конъюнктуры привело к снижению внешнего спроса на товары российского сырьевого экспорта. Наибольшие падения значений отмечены в сырьевых экспортно-ориентированных регионах (25,1%), а также в развитых регионах с опорой на добывающую (23%) и обрабатывающую промышленность (22,3%). Основное снижение производства происходит в обрабатывающей промышленности, где выпуск уже обвалился на 10% в годовом выражении, сообщается в письме.
Ситуация усугубляется ростом цен на электроэнергию, вызванного всевозможными нерыночные надбавками. "Продолжающееся наращивание нерыночной нагрузки в электроэнергетике к 2022 году в совокупности с ростом объемов перекрестного субсидирования приведет к окончательной утрате промышленностью РФ конкурентного преимущества, связанного с ценами на электроэнергию", - говорится в письме.
Для решения амбициозных задач внешней торговли, центром которых является увеличение экспорта, предлагается обеспечить сдерживание ежегодного роста тарифов на электрическую энергию и мощность для несырьевых энергоемких экспортно-ориентированных потребителей в пределах не выше индекса потребительских цен. Тарифы на услуги по передаче электроэнергии предлагается сохранить до 2022 года включительно. Финансирование мероприятий по цифровизации электросетевого комплекса предлагается проводить за счет собственных и заемных средств, а также корректировки дивидендной политики "Россетей".
Среди других инициатив - переложить на бюджет финансирование перекрестного субсидирования населения и отдельных регионов (Дальний Восток, Северный Кавказ и т.д.). Кроме того, предлагается перенести на два года сроки проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности (КОМ), отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций (КОМ МОД), отбора проектов генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Существующие платежи за мощность новых энергоблоков предлагается сгладить путем продления сроков поставки с 20 до 45-50 лет с соответствующим снижением уровня доходности.
Напомним, правительство России с 2018 года планомерно занимается поддержкой несырьевого экспорта: в сохранении и расширении сохранении экспортного потенциала отечественных компаний в международной торговли видится залог роста российской экономики. Все ресурсы по поддержке этого направления сконцентрированы в нацпроекте "Международная кооперация и экспорт" с амбициозной задачей удвоить поставки российских несырьевых товаров на мировые рынки к 2024 году в объеме не менее 250 млрд долл. (в прошлом году несырьевой экспорт превысил 150 млрд долл. при плане в 160 млрд долл.). Недавно президент Владимир Путин обозначил новые национальные цели развития страны, поручив нарастить экспорт несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом.
Для решения этих задач была создана подгруппа "Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки" рабочей группы Госсовета по направлению "Промышленность", которая занимается аккумулированием предложений бизнеса для сохранения и увеличения экспортного потенциала. Подгруппа должна была стать каналом связи между бизнесом, регионами, наукой, с одной стороны, и федеральным Центром - с другой. Причем каналом, основанным на проектном подходе, когда шире используются горизонтальные, нежели вертикальные связи. При этом предполагалось обсуждать не только старые, но и текущие, и новые проблемы и идеи, о которых не говорится в действующем нацпроекте. Однако системные проблемы крупного бизнеса - высокая стоимость электроэнергии, дисбаланс развития инфраструктуры и многое другое - пока не становились предметом для дискуссии подгруппы.
В 2018 году движение к цели в правительстве РФ оценивали позитивно, с опережающим результатом. Тем не менее, в 2020 году наращивать экспорт стало сложнее, и речь идет уже не о развитии экспортного потенциала, а сохранении существующего уровня. Это связано не только с международными санкциями и торговыми войнами, но и со структурными проблемами, с которыми сталкиваются крупные промышленные потребители. Пандемия и связанные с ней ограничения нанесли сильнейший удар по промышленности: по данным Росстата, промышленное производство в апреле сократилось на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, относительно марта 2020 года снижение составило 9,2%, а по итогам января-апреля промышленный выпуск сократился на 0,6% в годовом выражении.
Как сообщали СМИ ранее, по данным Минэкономразвития, экспорт товаров из России в 2020 году сократится на 36,04%, с 419 млрд долл. в 2019 году до 268 млрд долл., то есть на 151 млрд долл. В 2021 году экспорт товаров возрастет до 301 млрд долл., в 2022 году - до 360 млрд долл., в 2023 году - до 400 млрд долл. - таким образом, восстановление докризисных объемов ожидается не ранее 2024 года. "В настоящее время Минэкономразвития готовит актуализированный прогноз развития внешней экономической деятельности России с учетом текущей конъюнктуры мировых рынков", - сообщили "НГ" в министерстве.
"Вопрос цен на электроэнергию для промышленности и их динамика действительно являются достаточно чувствительными, так как они напрямую сказываются на финансовой нагрузке на российский бизнес, - согласны в Минэкономразвития. - Поэтому в настоящее время министерство готовит набор системных предложений, направленных на сдерживание роста таких цен".
"Наша продукция обрабатывающих отраслей в структуре своей себестоимости содержит очень высокую долю электроэнергии, используемой для ее производства. В структуре производственных затрат, допустим, машиностроения - это где-то 4-5%, металлургии - в районе 8-12%, а для цветной металлургии, например, алюминия, - 30%. Это очень существенные величины, которые находятся в обязательных производственных издержках", - отмечает научный руководитель Центра экономических методов управления в энергетике "Корпоративного образовательного и научного центра Единой энергосистемы", заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по стратегии развития ТЭК Георгий Кутовой.
"Внешние цены на экспортную продукцию устанавливаются на мировых рынках, на биржах, зависят от соотношениях цены и качества, спроса и предложения. Влиять на них мы не можем: если экспортируем продукцию - там цена заранее известная. Получается, что прибыль экспортеров сверху ограничена мировой ценой, на которую они влиять не могут, а снизу - производственными издержками, в которые входит цена на электроэнергию, постоянно растущая. И совершенно очевидно, что их прибыль уменьшается за счет завышенной стоимости электроэнергии внутри страны. Энергопотребитель не может получить необходимую прибыль, чтобы быть на одном уровне с зарубежными конкурентами".
Сокращение прибыли приводит к уменьшению всех последующих показателей, отмечает Георгий Кутовой: "Налогооблагаемая база уменьшается ровно в той же пропорции, насколько уменьшается прибыль: меньше становятся отчисления в бюджет. Потом уменьшается чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после налогов и является источником инвестиций. А как может промышленное предприятие без инвестиций - без обновления оборудования, внедрения новых технологий? Никак. Значит, оно идет на рынок финансовых услуг, берет кредиты в банке. Но эти кредиты надо покрывать опять же за счет прибыли".
Показательно, что страдает не только промышленный экспорт, но и экспорт электроэнергии, обратил внимание эксперт: "Сама электроэнергетика никак не может достичь даже советского уровня экспорта. У нас созданы огромные избыточные мощности - 40 ГВт. Это мощности, которые сравнимы с мощностями всех остальных стран СНГ, вместе взятых. Торгуйте, ребята! Почему вы не можете им предложить дешевую электроэнергию? Не могут, потому что наша стоимость электроэнергии обременена огромными всевозможными так называемыми субсидиями".
"Странно, когда президент ставит задачу увеличить экспорт несырьевых неэнергетических товаров на 70% за 10 лет, а Минэнерго в это же время настойчиво продвигает инициативы, которые увеличивают финансовую нагрузку на экспортеров, в частности, на энергоемкие предприятия металлургии, химической промышленности, лесопромышленного комплекса, машиностроение, - заметил заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко. - В годовом докладе Минэкономразвития за прошедший год отмечается, что именно по металлургии и леспроме наблюдается наибольшее отставание от целевых показателей экспорта, совокупно на 4,6 млрд долл".
"Одна из возможных причин может заключаться в том, что цена на электроэнергию для промышленности в России уже опережает аналогичные показатели в США и ряде европейских стран. При этом во многих странах Евросоюза цена электроэнергии для энергоемких экспортеров жестко контролируется, к тарифам применяются скидки, чтобы сохранить конкурентоспособность национальной промышленности на международных рынках. В России эти инструменты не используются, напротив, на объемное электропотребление энергоемких предприятий наслаивается максимальное количество надбавок и перекрестного субсидирования. Ожидать каких-то прорывов в экспорте при таком подходе вряд ли стоит", - считает эксперт.
комментарии(0)