«Академик Черский» может закончить строительство «Северного потока – 2» как раз к моменту введения новых американских санкций. Фото РИА Новости
Американские конгрессмены нашли новые уязвимые места в проектах строительства российских экспортных газопроводов. Конгресс США нацелил новые санкции на те структуры, которые должны будут сертифицировать работу «Северного потока – 2» и «Турецкого потока». Если «Газпрому» не удастся обойти эти ограничения, на его баланс ляжет еще около 6 млрд евро новых потерь.
Палата представителей Конгресса США единогласно одобрила поправку № 13 в проект оборонного бюджета об усилении санкций против газопроводов «Северный поток – 2» (СП-2) и «Турецкий поток». Новый финансовый год в США начинается с 1 октября, однако в прошлом году по аналогичному закону санкции против строителей были введены в декабре.
Тогда они точечно были направлены против швейцарской компании Allseas, занимавшейся укладкой труб СП-2 на дно Балтийского моря. Вопреки ожиданиям российской стороны Allseas моментально увела свои суда, хотя газопровод был готов на 94%. «Газпром» привел в воды Дании российских трубоукладчиков «Академик Черский» и «Фортуна» и даже оперативно получил необходимое разрешение на их использование от датских властей, что может позволить выполнить обещание закончить строительство в конце этого года или начале следующего. Председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил во вторник, что Россия закончит строительство газопровода СП-2, несмотря на усиление санкций США. Министр энергетики России Александр Новак, комментируя обсуждаемые санкции, говорил в середине июня, что они «не совсем позитивно» играют для того, чтобы вместе принимать усилия по восстановлению мировой экономики, развитию рыночных инструментов.
Однако суть расширения санкций в том, что теперь американцы готовятся ударить по вводу двух экспортных трубопроводов в эксплуатацию. Расширенные санкции, если их согласует Сенат Конгресса и подпишет президент Дональд Трамп, угрожают не только страховщикам судов, сервисным компаниям, но и фирмам, выдающим сертификаты на ввод газопроводов в эксплуатацию. Экономист Сергей Алексашенко заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что таких компаний в мире единицы и санкции могут остановить их бизнес по всему миру.
США предприняли конкретные шаги по новым санкциям несмотря на то, что позицию Вашингтона критикуют власти Германии и Австрии, во вторник глава МИД Германии Хайко Маас заявил, что Берлин не будет изменять своей позиции в отношении СП-2. Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявлял, что Евросоюз выступает против односторонних санкций со стороны США, которые задевают интересы европейских компаний.
Однако угроза санкций становится все более реальной на фоне того, что у Берлина нет никакого ответного плана на случай санкций США, и в этом вопросе Германия оказалась в полной изоляции, пишет немецкое издание Bild со ссылкой на партию зеленых, которая сделала по этому вопросу запрос в Федеральное министерство экономики.
В случае реализации санкций и неспособности Европы ответить на американское давление под угрозой окажутся многомиллиардные инвестиции. Оператор проекта СП-2 – Nord Stream 2 AG – предупредил, что новые санкции напрямую затронут более 120 компаний из более чем 12 стран Европы, они заблокируют около 700 млн евро инвестиций в завершение строительства газопровода и поставят под удар около 12 млрд евро уже сделанных капиталовложений в энергетическую инфраструктуру ЕС.
«Нужно дождаться, какой законопроект в итоге будет принят и как будет прописано его введение в действие», – предлагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. По его словам, Германия и другие лоббисты пытаются исправить финальный текст так, чтобы ограничения описывали только строительство. «Это не страшно, так как санкции против строительства и так уже есть. И то, что «Газпром» привел свои суда, говорит о том, что компания готова подпасть под санкции, лишь бы достроить СП-2», – сказал «НГ» Юшков.
Но если будут введены санкции против ввода в эксплуатацию, тогда уже не все будет зависеть от «Газпрома», считает эксперт. «Получится странная ситуация. С одной стороны, есть законы ЕС, где прописано, что нужно сделать, чтобы получить все сертификаты и разрешение на ввод в эксплуатацию. С другой стороны, могут быть утверждены санкции, которые запрещают выдавать сертификаты и разрешения. Допустим, «Газпром» достроил СП-2 и пришел со всеми документами к немецким регуляторам за правом ввода в эксплуатацию. Регулятору придется решать, чему подчиняться – собственным законам или санкциям США. Именно эту правовую коллизию критикует канцлер ФРГ Ангела Меркель», – говорит Юшков.
В случае если США заставят Европу полностью отказаться от СП-2, пострадает в большей степени «Газпром», так как он предоставлял половину от 9,5 млрд евро на реализацию проекта, считает Юшков. «Газпром» оплатил расширение газотранспортной системы от Ямала до Ленинградской области. А деньги от пяти европейских компаний были выданы как кредит под залог 100% оператора СП-2.
Но и европейцы пострадают, продолжает Юшков: «Они строили продолжение СП-2 на территории Германии и далее. Кроме того, задача США – создать в Европе дефицит российского газа, чтобы цены выросли и поставка СПГ из США стала рентабельной. А за все это будут платить европейцы. То есть они пострадают от снижения конкурентоспособности своей экономики».
«Турецкий поток» также оказывается в странном положении, говорит эксперт. «Газпром» считает, что этот проект заканчивается в Турции. А по территории ЕС идут уже независимые от него газопроводы. Но США считают «Турецким потоком» все продолжения морского газопровода, поэтому США давят на Болгарию, чтобы она остановила «Турецкий поток», как когда-то остановила «Южный поток». Именно это слабое звено проекта. России даже с политической точки зрения важно продавить Болгарию, заставив ее не отказываться от достройки», – говорит Юшков.
По мнению эксперта нефтегазового рынка Владимира Блинкова, шансы, что расширение санкций будет принято в виде закона, очень велики, а с учетом опыта Allseas можно ожидать, что иностранные компании не станут ставить под удар весь свой бизнес из-за возможности заработать на СП-2. «Инвесторы при строительстве СП-2 понесут, безусловно, большие потери, но вряд ли они захотят делать уязвимым весь свой бизнес для санкций по всему миру», – говорит Блинков.
При этом потери «Газпрома», по словам эксперта, составят более половины всех инвестиций. «Независимо от формы привлечения средств более половины из вложенного – это российские деньги. Следовательно, потери «Газпрома» от пустой трубы могут составить около 5–6 млрд евро (до 480 млрд руб. по нынешнему курсу)», – считает эксперт.
Расходы на СП-2 – около 11 млрд евро, уточняет ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. «Кредиторы проекта из пяти европейских энергетических компаний могут потребовать вернуть вложенные деньги (эти пять компаний финансировали половину проекта). Но дальше «Газпром» все равно сможет достроить трубу, а кредиты неизбежно было нужно возвращать – просто теперь это может произойти быстрее», – говорит Митрахович.
«Сюжет с санкциями не одномоментный, это развивающаяся история, далекая от окончания, – говорит он. – Законодательная рамка о санкциях в США позволяет вводить санкции против конкретных компаний, но не обязывает делать это. Поэтому, опасаясь создать крайне сильный стресс для американо-европейских отношений, слишком сильно ударить по Европе американцы могут и не рискнуть».
Митрахович считает, что сухопутные продления «Турецкого потока» формально под санкции подпасть не должны, но это вопрос «творческой интерпретации» американских политиков. «Формально сейчас уже можно бить по любому европейскому бизнесу, работающему с Россией. Но слишком мощные удары такого типа опасны для самих американцев, поскольку неизбежно будут настраивать Европу против Вашингтона», – говорит Митрахович.
комментарии(0)