Низкие цены отечественного продовольствия могут поддержать антимонопольщики. Фото агентства «Москва»
По данным Росстата, реальные доходы граждан РФ упали за второй квартал на 8%. Квартал с апреля по июнь 2020 года поддержал эстафету падения доходов, которая с небольшими перерывами продолжается уже седьмой год. В прошлом году Росстат ретроспективно поменял спад доходов с 2013 года с 10,2% на 8,3%. Традиционно на такое падение граждане реагируют сокращением потребления, экономя в том числе и на еде. Но если раньше сэкономить получалось, отказавшись от более дорогих и качественных импортных продуктов, то теперь отказ от импорта не гарантирует экономии, ведь импортозамещение в итоге привело к удорожанию.
Реальные располагаемые денежные доходы россиян во втором квартале 2020 года упали на 8% в годовом выражении, сообщил Росстат. Даже несмотря на то что ведомство пересмотрело свои данные по первому кварталу и теперь за январь–март реальные доходы не снизились на 0,2%, как сообщалось ранее, а выросли на 1,2%, можно сказать, что общая тенденция последних лет остается негативной.
Реальные располагаемые денежные доходы – это деньги, остающиеся после обязательных платежей с учетом инфляции. За полгода они снизились почти на 4%. После пересчета по новому методу, судя по данным Росстата, за 2013–2018 годы показатель падал максимум на 5,6%. Но в общей сложности, по некоторым оценкам, россияне потеряли с предыдущего кризиса уже до 12% доходов.
Первая же реакция россиян на очередной кризис – переход на ограниченное потребление, и даже несмотря на то, что на фоне коронавирусной изоляции в апреле наблюдался ажиотажный спрос, в первую очередь раскупали дешевые продукты. Прирост цен на продовольственные товары, по данным ЦБ, после апрельского пика в 0,92% в мае и июне держался на уровне 0,24%. Однако по некоторым позициям цены взлетели куда серьезнее.
Например, в Астраханской области, Краснодарском крае и Волгоградской области начался сбор бахчевых, и цены на первые партии арбузов в среднем в 1,5 раза выше, чем в 2019-м. Поднялись до уровня пятилетней давности цены на ранние яблоки, сообщает EastFruit. Это связано с тем, что из-за весенних заморозков, которые пришлись как раз к цветению садов, завязи погибли на 40–60%. А замещение поставок яблок по импорту, напомним, ограничено продолжающимися мерами эмбарго.
При этом Национальный союз производителей плодов и овощей может инициировать антидемпинговое расследование поставок импортных яблок на территорию государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщил директор Плодоовощного союза Михаил Глушков.
По тем позициям, где ограничения не такие жесткие, как по яблокам, например по импорту томатов из Турции, цены фактически требуют поднять отечественные производители. Участники Национального плодоовощного союза обратились в Минсельхоз с письмом, в котором настаивают на применении 80-процентной пошлины на импортные помидоры, сообщает Интерфакс. Они уверены, что нужно сохранить квотирование на ввоз томатов из Турции.
Ранее в ведомстве Дмитрия Патрушева не исключили увеличения квоты на турецкие помидоры в связи с обращением Минэкономразвития в Минсельхоз с предложением рассмотреть вариант отмены квоты на импорт томатов из Турции. После инцидента со сбитым российским самолетом в Сирии РФ запретила импорт некоторой овощной продукции из Турции, сейчас импорт томатов оттуда идет по квотам, сначала она составляла 50 тыс. т, а потом 200 тыс. т. Российские производители мотивируют свою позицию тем, что за эти годы для импортозамещения вложили 250 млрд руб. в строительство 800 га теплиц. Всего, по данным Минсельхоза, в минувшем году в России вырастили 3 млн т томатов, а потребляют жители страны 3,5 млн т.
Российский агропром традиционно отчитывается не низкими ценами на прилавках, а объемами производства и экспортом. Напомним, что принятая в начале этого года Стратегия развития агропрома во главу угла ставит именно задачу наращивания экспорта, а предыдущая – продовольственной безопасности и самообеспечения. Чаще всего министр Патрушев заявляет о том, что россиянам не грозит дефицит продуктов. Агропром, действительно, в коронакарантин не простаивал, с января по май производство сельхозпродукции увеличилось на 3%, а пищевых продуктов – на 6,9%.
Но россияне могут позволить себе из этого изобилия все меньше, качество их рациона ухудшается. За последние пять лет жители РФ резко сократили потребление рыбы, овощей, хлеба, картофеля, сахара. Такие результаты получил Росстат в ходе опросов 100 тыс. респондентов. Хотя 95% опрошенных ответили, что не испытывают значительных трудностей с ежедневным рационом питания, при этом только половина россиян ответили, что могут позволить себе «еду, которую хотят есть» (см. «НГ» от 12.12.19).
Наша газета также уже приводила данные, насколько сократилась за последние годы покупательная способность граждан, выраженная в продуктах питания (см. «НГ» от 22.08.19). Заметно сократились возможности россиян по некоторым основным позициям и в первом квартале 2020-го по сравнению со среднегодовыми показателями за 2019 год. Говядины россиянин в 2019 году мог купить на свои доходы 104 кг, а в первые три месяца (в годовом исчислении) – только 90,2 кг. Свинины соответственно 130 и 121 кг, мяса курицы – 241,2 и 223,5 кг, яиц – 5798 и 5056 шт.
Интересно, что на днях производители молочной продукции из России получили право поставлять ее японским потребителям, на что, как рассказывали в Россельхознадзоре, ушло много лет работы и переговоров. А между тем Россия по-прежнему не полностью обеспечивает себя молоком, а только на 84,4%. И хотя в 2019-м его произвели 31,3 млн т, что на 2,4% больше, чем в 2018-м, нехватку восполняет импорт. В общей структуре импорта продовольствия молочка составляет 9%, сыр – 3,6%.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Российская экономическая школа опубликовали в октябре 2019 года в журнале Новой экономической ассоциации исследование, согласно которому в результате импортозамещения только по свинине, мясу, птице и томатам наблюдался не только рост внутреннего производства, но и снижение цен на них до уровня ниже предсанкционного 2013 года. По остальным 12 группам продуктов либо цены выросли и потребление снизилось, либо импортозамещение очень дорого обошлось потребителям (цены выросли, потребление выросло). В итоге, по расчетам ученых, потребители теряли по 445 млрд руб. (или около 14 млрд долл.) в год в ценах 2013 года.
Директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда сказала «НГ», что чаще всего снижение импорта наблюдается, когда происходит девальвация рубля, а доходы потребителей не растут. «Тем более когда произошла девальвация в условиях падения доходов населения – нет платежеспособного спроса. Как только немного оживают доходы – начинает расти импорт. И это совершенно нормально даже в условиях импортозамещения: наши граждане должны иметь возможность покупать разнообразные продукты. Как показывает опыт прошлых случаев резкого падения импорта, его оживления можно ожидать через 2 года. Так было после событий 1998 и 2014 годов. Полноценного оживления импорта после резкого падения в 2015 году не произошло, хотя он немного подрос по итогам 2017 года. А тут пандемия, самоизоляция и сокращение доходов. Значит, импорт будет падать», – говорит эксперт.
По ее словам, в настоящее время структура импорта нормализовалась. «Есть одна преобладающая группа продуктов – фрукты и орехи (около 18%), что понятно. Вторая по значимости – группа молочных продуктов ( около 10%), остальные группы – меньше», – говорит Шагайда.
По расчетам Екатерины Шишкиной (РАНХиГС), по базе данных ФТС за январь–май (поздних данных нет) не видно, что в сравнении с прошлым годом импорт продовольствия подешевел: в среднем тонна импорта стоит в долларах больше, чем год назад (+2%).
комментарии(0)