Грузоперевозки пока не свидетельствуют о восстановлении хозяйственной активности в РФ. Фото РИА Новости
Российская экономика по итогам второго квартала скорее всего провалилась на 10% год к году, сообщает Центробанк (ЦБ). Однако уже в июне начался отскок, полагают чиновники и некоторые экономисты. Именно в мае российская экономика прошла нижнюю точку спада, считают в ЦБ. Надежду на восстановительный рост демонстрируют и опросы предпринимательского сообщества. Между тем ряд опережающих индикаторов свидетельствует о продолжении экономического спада.
«С учетом некоторого улучшения экономической ситуации в июне по сравнению с маем, падение выпуска в базовых отраслях за апрель–июнь оценивается нами в диапазоне 8,5–9% год к году (г/г). По нашим оценкам, это соответствует снижению ВВП во втором квартале на 9,5–10% г/г», – сообщил ЦБ в обзоре «О чем говорят тренды».
Но есть и другие оценки падения российской экономики. Так, по расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), российская экономика по итогам второго квартала провалилась почти на 15% г/г. Причем наибольший «вклад» в снижение ВВП внесли платные услуги населению, снизившись на 7,1% г/г.
В ведомстве же Эльвиры Набиуллиной полагают, что российская экономика «прошла нижнюю точку спада» в мае. Кроме того, как считает регулятор, на фоне снятия части ограничений восстановительный рост в ряде отраслей начался уже в мае, однако спад в нефтяном комплексе перевесил эффект от этого роста.
В июне и начале июля темпы восстановительного экономического роста ускорились, особенно в сфере услуг и розничной торговле, сообщают в ЦБ, ссылаясь на некоторые опережающие показатели. Специалисты Центробанка отмечают быстрое восстановление в динамике потребительской активности. «Снятие ограничительных мер и возвращение к работе в крупных городах привели к росту интенсивности передвижений внутри города вплотную к «докоронавирусным» уровням. При этом открытие непродовольственной розницы и части сферы услуг привело к восстановлению спроса в этих сегментах», – пояснили в ЦБ. Регулятор указал на возможную реализацию отложенного спроса, а также на положительный эффект от мер социальной поддержки населения.
Об эффекте «точечной поддержки» сказал и президент Владимир Путин. «Мы видим, как восстанавливается потребительский спрос сегодня, как в июне-июле объем покупок товаров и услуг превышает докризисный уровень февраля. Там, по-моему, около 4%, уже – 3,8%», – сообщил он в четверг. По мнению президента, принятые государством меры позволили в значительной мере сгладить остроту кризиса. «Глубина кризиса оказалась очень серьезной, а его негативные последствия – ощутимыми для граждан. И потому столь важно, что благодаря проводимой в прежние годы ответственной бюджетной, денежно-кредитной политике, накопленным в предыдущие годы резервам у нас была возможность для принятия своевременных и точечных решений», – подчеркнул российский лидер.
При этом в ЦБ сомневаются в разрастании потребительского бума. Статистика за апрель-май в целом указывает на значительное снижение как поступлений по подоходному налогу, так и заработных плат. «С учетом ожидаемого в ближайшие месяцы сдерживающего характера влияния последствий пандемии на потребительскую активность, обусловленного как снижением доходов, так и вероятными изменениями в модели потребительского поведения, дальнейшее восстановление экономики скорее всего будет сопровождаться более умеренной динамикой потребления», – подчеркивают в ЦБ.
Еще больше неопределенности относительно внешнего спроса – «с учетом рисков возникновения второй волны коронавирусной инфекции в некоторых странах, которая может привести к возврату ограничительных мер», пояснил ЦБ.
Как в ЦМАКПе, июнь принесет активизацию восстановления. Но масштабы этого восстановления «пока абсолютно не ясны». Экономисты приводят в пример июньское значение индекса менеджеров по закупкам PMI. Так, в июне индекс, рассчитываемый компаний Markit, составил 49,4 балла, против 36,2% в мае и 31,3% в апреле. Напомним, значение индекса выше отметки 50 говорит о росте экономической активности, ниже 50 – о ее замедлении. Эксперты полагают, что оптимизм руководителей компаний в июне был подогрет быстрым снятием карантинных ограничений. И не исключено, что этот оптимизм был избыточным.
С осторожностью можно предположить, что майское дно промышленного пессимизма пройдено и теперь мы будем наблюдать компенсационный рост основных показателей, предупреждают в Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ). Свои выводы они делают на основе опросов 4 тыс. руководителей промышленных предприятий, которые в ежемесячном режиме проводятся Росстатом. В итоге эксперты фиксируют «некоторое улучшение предпринимательских настроений респондентов в июне по сравнению с предыдущим месяцем». «В июне в отрасли начался процесс компенсации потерь, нанесенных коронавирусной атакой», – поясняет ВШЭ. Но, по мнению экономистов, в годовом измерении промышленность все равно окажется в отрицательной зоне.
К негативным факторам ВШЭ относит снижение инвестиционной активности, усиление давления такого фактора, как «неопределенность экономической ситуации», отсутствие роста среднего уровня загрузки производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. По словам директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, это «горючая смесь».
Другие опережающие индикаторы не свидетельствуют о восстановлении экономической активности в июне. Так, погрузка на сети «РЖД» в июне 2020 года составила 97,1 млн т, что на 4,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот за июнь 2020-го снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,1%. Продолжило снижаться и потребление электроэнергии. По итогам июня сокращение в годовом выражении составило около 6%, следует из данных Системного оператора Единой энергосистемы.
Слабые данные по грузоперевозкам и по потреблению электроэнергии не позволяют говорить о возобновлении экономической активности. Это же фактически подтверждают в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). Рассчитываемый ими индекс промышленного производства (ИПЕМ-производство) снизился на 11,3% по итогам июня. Индекс спроса на промышленную продукцию (ИПЕМ-спрос) – на 9,7%. Первый индекс институт рассчитывает на основе данных об электропотреблении, второй – на базе данных о погрузке промтоваров на железнодорожном транспорте. Тем не менее на основании опыта прошлых кризисов можно предположить, что текущая динамика индексов, когда падение спроса уже второй месяц оказывается менее значительным, чем падение производства, может свидетельствовать о достижении пика кризиса, считает замруководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. После чего, возможно, экономический рост еще не начнется, но и значительного спада уже не будет.
комментарии(1)
0
dlz 05:13 17.07.2020
Дела плохи с экспортом. Не продается не только газ в Германию, но даже мебельная фанера в Польшу. Много уже говорилось, что нынешний кризис - это прежде всего кризис западных экономик. Это полностью подтверждается. Зима в этом году ожидается холоднее предыдущей, можно ожидать, что газ наконец пойдет. Зерно не выручит, оно на Юге высохло. Зато, оно выросло в Сибири. Экспорт в Азию выглядит увереннее экспорта в Европу. Лахта-башню поставили в неправильном месте. Пора вернуть Газпром в Сибирь.