Фото Зыкова Кирилла \ Агентство "Москва
Детективная история произошла со статистикой Росстата. В мае единственной отраслью, преодолевшей двузначный обвал и вышедшей в плюс, оказалась мебельная отрасль – в основном благодаря производству матрасов. Это поставило в тупик экономистов. Некоторые эксперты предположили, что в статистическую отчетность вкралась ошибка. По запросу «НГ» Росстат перепроверил данные и подтвердил их корректность. В мае произвели на 700 тыс., или в 3 раза, больше матрасов, чем в апреле или в мае 2019-го. Столь резкий рост связан с крупными заказами.
Производство матрасов в мае достигло в России почти 1,1 млн шт. Месяцем ранее было произведено около 380 тыс. матрасов. Тем самым производство увеличилось примерно на 720 тыс. матрасов, что почти в 3 раза больше, чем в апреле.
Также майское производство подскочило и в годовом выражении – более чем в три раза. Среднемесячное производство матрасов ранее составляло в стране от 300 до 400 тыс. штук.
«Столь резкий рост связан с крупными заказами на матрасы», – сообщили в пресс-службе Росстата в ответ на запрос «НГ». Речь идет о заказах сразу на нескольких предприятиях. Их руководство подтвердило точность предоставляемых данных, добавили в ведомстве Павла Малкова.
В Росстате уточнили: «Доля матрасов в совокупном производстве всей мебели в России в мае 2020-го превысила 17%». Но также изготовление предметов мебели из металла заняло весомую долю в общем производстве мебели, превысив 13%: «Этот сегмент вырос на 8,8% к апрелю 2020 года и на 95%, то есть почти в два раза, к маю 2019-го». Кроме того, увеличилось производство металлических кроватей: на 90% к апрелю и на 70% к маю 2019-го. Безусловно, были и такие виды мебели, производство которых в мае уменьшилось в годовом выражении: мебель деревянная для офисов, деревянные кровати, диваны, софы и т.д. В маркетинговом агентстве Liberty Marketing сообщили «НГ», что если брать данные с марта по май и сравнивать их с отчетностью за март–май 2019 года, то за этот период «доля матрасов пружинных в структуре производства выросла с 78 до 87%, в то время как по остальным видам матрасов показатель сократился».
Уточнения потребовались после того, как часть экономистов назвали майскую статистику по мебельной отрасли неожиданной или даже некорректной. Как сообщил Центр развития Высшей школы экономики, производство мебели в мае было в явных лидерах: рост в годовом выражении составил 2,2% после апрельского обвала на 24,6%. «Что неожиданно», – отметили экономисты (см.«НГ» от 01.07.20). Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) решил полностью пересчитать данные по мебельной отрасли, назвав майский рост на 2,2% следствием ошибки в первичной отчетности. И по оценкам ЦМАКПа, производство мебели в РФ в мае сократилось в годовом выражении почти на 18% после апрельского обвала на 36%. Но Росстат настаивает: «Ошибки нет».
Тогда возникает другой вопрос: для чего в мае резко понадобилось столь сильно увеличивать производство матрасов? Спрос могут предъявлять как розничные потребители, так и различные учреждения – от санаториев, воинских частей, общежитий до больниц. Последний пункт, как можно предположить, был актуален в условиях эпидемии.
В пресс-службе Минпромторга сообщили «НГ», что «доля больничных матрасов в общей доле матрасного рынка не является значимой категорией и составляет около 6% в обычные периоды». «Однако, если учесть майскую реновацию койко-мест в больницах и рост количества контрактов на поставку больничных матрасов в период ковид-эпидемии, конечно, эта доля выросла. В связи с этим доля медицинских матрасов могла составлять 12% от общей доли матрасного рынка», – уточнили в ведомстве. Но в любом случае, как отметили в министерстве, этот рост не мог существенно повлиять на рынок.
«Если брать усредненные данные, то за год реновация жесткого инвентаря (матрас плюс кровать) в больницах составляет около 267 тыс. шт. Соответственно мы можем сказать, что в полугодии эта цифра составляет около 130 тыс. шт., – продолжили в Минпромторге. – Учитывая контракты, которые были на рынке в период ковид-эпидемии на поставку больничных матрасов, мы можем сказать, что в первом полугодии 2020-го эта цифра приблизилась к 200 тыс. штук. То есть производство выросло примерно на треть». Другими словами, как следует из представленных данных, для оснащения больниц за первые шесть месяцев потребовались «дополнительные» 70 тыс. матрасов.
Добавим, что, как показал анализ заявок государственных больниц на портале закупок, часто требуются не обычные матрасы, а специальные – противопролежневые, относящиеся к медицинским изделиям.
Кроме того, есть примеры, когда были востребованы не только матрасы, но и особые «дополнения» к ним. Например, гендиректор конструкторского бюро (КБ) Man & Technologies lab Михаил Крапивной сообщил о заказах некоторых больниц (речь идет более чем о пяти регионах) на специальные подушки особой формы из медицинского силикона, разработанные в КБ и позволяющие модернизировать койку с учетом особых требований к лечению пациентов, находящихся на искусственной вентиляции легких. «Было произведено более 200 подушек с учетом запаса», – сказал он, уточнив, что это данные за июнь.
Между тем поставщики медицинской мебели действительно обращались к производителям матрасов в первом полугодии. «У нас было несколько заказов от поставщиков медицинской мебели на комплектацию кроватей матрасами», – сказал «НГ» президент группы компаний Askona Life Group Роман Ершов.
По его словам, за апрель, май и июнь «по этим заказам было изготовлено около 100 тыс. изделий». Но это не оказало существенного влияния на результаты производства. «Производство матрасов не выросло по сравнению с аналогичными периодами», – добавил Ершов. Как следует из предоставленного комментария, в апреле сокращение составило в годовом выражении 50%, в мае – около 8%, по двум месяцам спад на 29,5%.
В конце апреля президент Владимир Путин в режиме видеоконференции ознакомился с производством компании «Аскона», которая временно перепрофилировала часть мощностей под выпуск защитных масок и костюмов, медицинских матрасов. «Видите, несмотря на сокращение производства, вы находите возможность… переоснастить его для выпуска той продукции, которая сегодня наиболее востребована, – отметил тогда президент и добавил: – Ваше производство, уверен, восстановится, потому что после акции «Сидим дома», после вынужденной самоизоляции матрасы поизносятся».
Затем, говоря о ситуации с коронавирусом, президент сообщил, что по состоянию на 11 июля в стране развернуто более 170 тыс. специализированных коек, и только 66% задействовано по прямому назначению. Как пояснил «НГ» Ершов, в его случае наращивать мощности пришлось только в июне: «В связи со снятием ограничений, введенных в период пандемии, и открытием торговых центров».
Итак, вторая версия – основной спрос на матрасы предъявили розничные потребители. В апреле, мае, июне в ИКЕА фиксировали рост спроса на кровати и матрасы на 30–40% в годовом выражении, сообщили «НГ» в пресс-службе. «С середины апреля на Яндекс.Маркете начал стремительно расти спрос на матрасы: с 14 по 28 апреля количество переходов на предложения матрасов в интернет-магазины выросло на 42%, – сообщили «НГ» в пресс-службе Яндекс.Маркета. – За последние три месяца пользователи Яндекс.Маркета интересовались предложениями матрасов примерно в два раза чаще, чем в аналогичном периоде прошлого года». Как отмечают эксперты сервиса, одной из причин повышенного спроса на матрасы могли стать режим самоизоляции и дачный сезон: многие россияне стали уделять больше внимания обустройству своих домов.
комментарии(0)