Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко планирует избавить свою страну от углеводородной зависимости. Фото Sputnik/Reuters
Сотрудничество России и Белоруссии в энергетической сфере стало одной из тем прошедших в Москве переговоров премьер-министров двух стран. Михаил Мишустин анонсировал подписание энергетического соглашения, а белорусский премьер указал на чувствительность потерь, связанных с сохранением барьеров и изъятий. Россия остается для Белоруссии финансовым донором, сообщает Евразийский банк развития (ЕАБР). Но такая зависимость имеет издержки, которые Минск пытается минимизировать. Премьер Белоруссии Роман Головченко вечером во вторник сообщил о подписании отдельного соглашения, регулирующего условия поставок энергоносителей, в частности, нефти в республику. Деталей он не уточнил.
Новый белорусский премьер Роман Головченко впервые совершил рабочий визит в Россию и принял участие в переговорах с главой правительства РФ Михаилом Мишустиным. Особое внимание было уделено взаимодействию в экономической сфере.
«В целом торгово-экономическое сотрудничество у нас развивается успешно. Если смотреть по прошлому году, то наш товарный оборот по объему превысил 35,5 млрд долл.», – сообщил Мишустин. Хотя, как он уточнил, с января по май 2020-го товарооборот «немного уменьшился»: «Это связано с объективными причинами, в первую очередь с коронавирусной инфекцией».
«Характерно, что российский экспорт в Белоруссию уменьшился на 31,9%, а белорусский экспорт в Россию – всего на 7%, – добавил премьер РФ. – Это означает, что в этих непростых условиях наши уважаемые белорусские партнеры успешно работают на российском рынке, что мы приветствуем». Мишустин ожидает, что ситуацию с товарооборотом получится выправить к концу года.
«Рассчитываю, что и правительство Белоруссии под вашим руководством будет выстраивать работу в самом конструктивном русле, – сказал Михаил Мишустин Роману Головченко. – В ходе вашего визита будут подписаны очень важные документы. В первую очередь – по сооружению Белорусской атомной электростанции и сотрудничеству в нефтяной сфере».
«Рассчитываем, что союзнический характер наших отношений позволит находить компромиссы по всем чувствительным для двух сторон вопросам», – сказал, в свою очередь, Головченко, сославшись на необходимость учитывать не только сиюминутные коммерческие интересы, но и весь комплекс отношений, который складывается десятилетиями.
«Российский экспорт больше пострадал, чем белорусский, это связано в основном с углеводородной тематикой», – пояснил Головченко и обратил внимание, что объективная причина этого – «не ухудшение отношений между странами, не какие-то системные проблемы», а «внешнеэкономическая конъюнктура».
Правда, без «но» не обошлось. «Но все же нельзя не отметить и не признать тот факт, что не менее чувствительным моментом является взаимно упущенная выгода от сохраняющихся барьеров, изъятий и ограничений по доступу на внутренние рынки, – заявил Головченко. – Мы с этим боремся и на двусторонней основе, и в рамках евразийской интеграции. Тем не менее такие факты продолжают оставаться».
По его словам, благодаря напряженной работе ведомств странам удалось в короткий срок выйти на согласованные решения и подписание, как надеется Головченко, «пакета документов в энергетической сфере».
О назначении теперь экс-главы Госкомвоенпрома Головченко на пост премьера стало известно 4 июня. Президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал решить проблему зависимости от российского рынка сбыта: «Мы не можем даже от братской России зависеть на 50–55%. Мы должны диверсифицировать рынки».
Головченко же заявлял, что «в условиях новой реальности при переходе экономики к мировым ценам на энергоносители наша (Белоруссии. – «НГ») первоочередная задача – избавить экономическую систему от углеводородной и иной конъюнктурной зависимости».
Россия на сегодняшний день в полной мере выполняет взятые на себя обязательства по поставкам нефти и газа в Белоруссию, сообщил по итогам переговоров глава Минэнерго РФ Александр Новак. «Мы рассчитываем на продолжение конструктивного диалога с белорусской стороной по всем вопросам энергетической сферы», – сказал он.
Энергетический вопрос – один из наиболее острых во взаимоотношениях двух стран. Аналитики ЕАБР напоминают: «В вопросах, касающихся рынков газа, нефти и нефтепродуктов, Белоруссия и Россия в 2019 году так и не смогли прийти к окончательному соглашению. На конец прошлого года «дорожные карты» в нефтяной и газовой сфере так и остались несогласованными, даже после личной встречи глав двух государств». «В 2019 году Российская Федерация начала налоговый маневр, который заключается в постепенном обнулении экспортных пошлин на нефть. Белорусская сторона оценила потери от него в 2019–2024 годах примерно в 11 млрд долл. (или 9,8 млрд евро)», – уточняется в обзоре.
«Вследствие длительного периода неурегулированности между РФ и Республикой Беларусь вопроса о цене нефти, возникшего из-за «налогового маневра» в РФ, объем импорта этого важнейшего для страны продукта снизился, – продолжили они. – Это, в свою очередь, повлияло на стоимость нефтепродуктов белорусского производства, которые республика поставляла в страны ЕС».
В итоге, по данным банка, в 2019 году поставки российской нефти в Белоруссию сократились на 12%, а экспорт нефтепродуктов из Белоруссии снизился на 19% относительно предыдущего года.
Несмотря на это, доминирующее положение в страновой структуре торговли Белоруссии с членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) продолжает занимать Россия. На долю РФ приходится 93% экспортных поставок и около 99% импортных закупок республики.
Такая зависимость создает определенные трудности, причем не только с точки зрения импорта, но и экспорта. Например, в ЕАБР указали на слабую диверсификацию страновой структуры экспорта. Белорусская промышленность напрямую зависит от экономического положения РФ. «Если в российской экономике возникают кризисные явления, это зеркально отражается на ситуации в Белоруссии», – пояснили аналитики.
Помимо этого, Россия (с долей 36%) занимает стратегическое место среди всех стран – доноров прямых иностранных инвестиций для Белоруссии и «исторически является основным внешним инвестором».
Правда, как отметили аналитики, все больше заметно усиление позиций Китая. В 2019 году Белоруссия привлекла внешние государственные займы на сумму более 1,6 млрд долл., причем из них 730,2 млн долл. были получены от правительства и банков РФ, а 638 млн долл. от Экспортно-импортного банка Китая.
На примере китайско-белорусского парка «Великий камень» под Минском, где ведется строительство совместного завода, ЕАБР указывает на «широкомасштабную экспансию китайского капитала», которая не только способствует технологическому развитию белорусской экономики, но и «тормозит интеграционные процессы в рамках ЕАЭС».
Как считает старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб, «премьерам под силу урегулировать вопрос межбюджетных трансфертов для компенсации Белоруссии премии, которую она уплачивает российским поставщикам нефти, а также вопрос белорусской задолженности за газ, которая, по мнению российской стороны, образовалась из-за разного учета калорийности поставляемого газа». Но не более того.
«От встречи стоит ожидать «технического» подписания по ранее достигнутым договоренностям между президентами России и Белоруссии две недели назад подо Ржевом. Данная встреча не была прокомментирована ни Москвой, ни Минском, а сейчас мы наблюдаем ее итоги – документ о расчетах за энергопоставки», – полагает директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. Однако, по его уточнению, дальнейшие шаги, нацеленные на интеграцию двух стран, без участия глав государств едва ли получат развитие.
По словам Иосуба, перспективы дальнейшей экономической интеграции двух стран связаны в первую очередь с исполнением того, что зафиксировано в соглашениях Евразийского экономического союза, – это свобода движения товаров, услуг, населения и капитала без изъятий и ограничений. «Но по инициативе российской стороны существуют изъятия и в первую очередь в энергетической сфере, – говорит эксперт. – Отказ от этих изъятий Россия увязывает с большей политической интеграцией: единая валюта, Налоговый кодекс, Банковский кодекс и т.д.».
Перечисленные шаги, однако, будут означать серьезную потерю белорусского суверенитета, на что официальный Минск, по словам эксперта, вряд ли пойдет, «сделав независимость страны одним из основных предвыборных лозунгов действующего президента в нынешней предвыборной кампании».
«Для углубления экономической интеграции необходимо формирование действительно единого экономического пространства. Что мешает? Три фактора. Первый — глубинные различия в размерах экономики, территории, емкости рынка. Второй — политический менталитет действующих властей. Третий — не лучшее состояние экономики как в России, так и Белоруссии. Несмотря на эти сложности, полагаю, что в будущем наши государства смогут создать единое экономическое пространство. Определенная точка невозврата уже пройдена», — считает старший научный сотрудник Центра региональной политики РАНХиГС Галина Баландина.По словам эксперта, необходимо укреплять наднациональные органы, последовательно расширяя их полномочия. Но вопрос этот чрезвычайно болезненный, ведь речь идет о передаче части национальных суверенитетов. Также, по ее уточнению, важно обеспечить безусловное уважение к договоренностям, законам, правилам, как принимаемым на наднациональном уровне, так и внутри каждой из стран.
комментарии(0)