Первый вице-премьер Андрей Белоусов рассказал о доступности поддержки для малого бизнеса. Фото РИА Новости |
Общая выручка малого и среднего бизнеса вернулась к уровню марта 2020 года «даже в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса», сообщается в исследовании банка для предпринимателей «Точка». В обзоре подчеркивается, что в отраслях, которых пандемия коснулась в меньшей степени, выручка в последнюю неделю июня превысила докарантинный уровень на 23%. Увеличилась и покупательская активность, которая показывала рост с середины апреля. «К июлю она превысила докарантинный уровень на 3%», – сообщает ТАСС со ссылкой на исследование.
Аналитики также указывают на такой показатель, как рост арендных платежей. В июне среди МСБ они выросли, тогда как в апреле-мае снижались. В частности, в наиболее пострадавших отраслях общая сумма платежей за первую неделю июня выросла на 51% по сравнению с аналогичным периодом в мае. В остальных же отраслях платежи превысили майский уровень на 43,5%, сообщают в банке «Точка».
Пандемия также не привела к массовому закрытию малых и средних предприятий (МСП), продолжают аналитики. Мало того, количество ликвидированных МСП во время пандемии даже снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В апреле-мае 2020-го ликвидаций на 40% меньше, чем в марте 2020-го, и на 40% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В июне этот показатель немного вырос, но ликвидаций все еще на 35% меньше, чем в марте», – следует из обзора банка. По мнению экспертов, это связано с желанием предпринимателей продолжать деятельность при изменении экономической ситуации к лучшему.
Количество регистраций новых МСП в июне достигло уровня января 2020 года. В частности, некоторое оживление наблюдается в сегменте сезонного бизнеса, куда относят деятельность гостиниц и предприятий общепита, ларьков, парков, пляжей, а также летнюю торговлю всевозможными товарами. В итоге, сообщают в банке «Точка», регистрации сезонных бизнесов в июне резко возросли. По данным единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ), в июне зарегистрировалось в 2,4 раза больше сезонных компаний, чем в мае. Однако это пока не позволяет говорить о полном выходе сегмента из кризиса. Для сравнения: в апреле-мае регистрировалось в четыре раза меньше предприятий, чем в аналогичный период прошлого года.
На неделе с 29 июня обороты по счетам компаний МСБ всего на 4% отставали от оборотов годовой давности, сообщают, в свою очередь, эксперты аналитического портала Сбербанка Sberindex. Заметим, на неделе ранее, с 22 по 28 июня, обороты российского МСБ даже показывали рост на 1,5% в годовом выражении. Как отмечалось, впервые с начала пандемии был зафиксирован уровень активности малого и среднего бизнеса выше прошлогоднего. По мнению аналитиков, это «говорит о восстановлении уровня активности малых и средних предприятий».
Некоторые сектора экономики, очевидно, смогли даже заработать в кризис. К примеру, как следует из данных Sberindex, в июле у страхового рынка выручка увеличилась на 31,1% год к году (г/г), в пошиве одежды – на 29% г/г, в бумажном производстве – на 27% г/г.
Однако если обороты МСП говорят о постепенном восстановлении, то данные о числе активных онлайн-касс свидетельствуют об обратном. На неделе с 29 июня число активных онлайн-касс оказалось на 20,5% ниже начала марта этого года. При этом хуже всего ситуация в сегменте парковок и гаражей: здесь число активных касс на 80,6% ниже показателей марта, в спорте – почти на 55% ниже, а в риелторских услугах – на 53,7% ниже показателей марта. Похоже, лучше себя чувствуют автодилеры – число активных онлайн-касс всего на 3,6% отстает от значений марта, в продаже автозапчастей – на 9,5% ниже.
Изменение оборотов по счетам компаний малого и среднего бизнеса относительно аналогичных периодов в 2019 году. Источник SberIndex |
Но эксперты предупреждают: малый и средний бизнес – это почти всегда сфера услуг населению, и пока нельзя сказать, что она восстанавливается. В Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) напоминают о потрясениях «карантинных» месяцев. «Сфера услуг, так и не ускорив масштабов восстановления после затяжной рецессии 2015–2016 годов, подверглась внезапному резкому шоку вследствие существенного ограничения деятельности из-за пандемии, а также сокращения внутреннего спроса. Во втором квартале коронавирусная атака, сопровождавшаяся введением наиболее радикальных для большинства сервисных организаций мер, кардинально преломила тренд развития этого сектора экономики и привела к мощному одномоментному сжатию всех деловых тенденций и глубокой отраслевой рецессии», – сообщают в ВШЭ. А почти вертикальный обвал предпринимательских настроений в сфере услуг отразил основную реакцию бизнеса на введение ограничений. Как итог, деловая активность в услугах оказалась чуть ли не в «коматозном состоянии», уточняют экономисты.
Что же касается оптимистических выводов банкиров, то они преждевременны, считают эксперты «НГ». В частности, как отмечает член генсовета «Деловой России» Алим Бишенов, рост выручки МСП легко объяснить эффектом низкой базы апреля-мая, когда предприятия в подавляющем большинстве не функционировали вовсе или работали в условиях исключительно низкого спроса. Теперь к этому добавился эффект отложенного спроса. По его мнению, если очистить этот рост от влияния двух названных факторов (эффекта низкой базы и отложенного спроса), то он будет выглядеть уже не столь внушительно.
Сейчас действует эффект отложенного спроса, соглашается советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. «Но никуда не делось проседание по доходам за последние месяцы, бизнесы, которые держались до последнего, сейчас будут закрываться. Надо также помнить, что во многих регионах все еще ничего не работает. Все это тоже покажет себя в августе–сентябре», – предупреждает он.
То же самое касается количества ликвидированных предприятий. «Ликвидация даже статуса индивидуального предпринимателя, уже не говоря об акционерном обществе, – это достаточно сложная процедура, связанная как минимум с погашением долгов перед кредиторами, как максимум – с длительным процессом банкротства. Кроме того, у нас долгое время не работали арбитражные суды и государственные учреждения в нормальном режиме, а чтобы подать иск о банкротстве, должник должен более трех месяцев не исполнять своих обязательств», – уточнил Алим Бишенов.
Как считает Свириденко, господдержка не дала экономике полностью схлопнуться. Она помогает поддержать потребительский спрос и удерживает на плаву бизнес, но для оптимистичных прогнозов время еще не пришло, считает он. «Несмотря на восстановление потребительского спроса, у большинства предприятий малого и среднего бизнеса еще достаточно долгое время будут существенные проблемы, которые без помощи государства решить весьма затруднительно», – уверен аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. По его словам, рано сворачивать поддержку со стороны правительства, наоборот, впору ее увеличивать.
«Выход из кризиса и соответственно на прежние финансовые показатели, окончание проблем на рынке труда, восстановление «упавших» контрагентских связей – все это займет весьма продолжительное время, – пояснил эксперт. – И если МСП сейчас оставить без соответствующей помощи, многие из компаний могут просто не выжить».
комментарии(0)