0
6736
Газета Экономика Печатная версия

09.07.2020 20:33:00

Минфин ставит на бюджет заплатку

Цена отсечения де-факто выросла до 50 долларов за баррель

Тэги: госрасходы, минфин, бюджетное правило, нефть, цены, доходы


госрасходы, минфин, бюджетное правило, нефть, цены, доходы Министерство финансов пытается удержать дефицит на приемлемом уровне. Фото Льва Исраеляна

Несмотря на то, что одним из приоритетов президента остается бюджетное правило, на практике оно, судя по всему, смягчается: цена отсечения де-факто приблизилась к 50 долл. за баррель Urals вместо установленных 42,4 долл., выяснило агентство Reuters. Доказательством смягчения аналитики считают решение Минфина о дальнейшей продаже валюты вместо ее закупок в резервы. В Минфине, однако, настаивают: «Цена отсечения в бюджетном правиле не менялась, она зафиксирована в Бюджетном кодексе, никакие поправки в этой части не вносились». Эксперты «НГ» назвали происходящее временным вынужденным компромиссом, но никак не отказом от основополагающего принципа.

Финансовые власти РФ пытаются обойтись малой кровью при правке бюджета в условиях кризиса, «допуская смягчение бюджетного правила с помощью временных юридических заплаток». К такому выводу пришли аналитики Reuters.

Согласно действующему бюджетному правилу, при удорожании нефти выше отметки 42,4 долл. за баррель (в 2020 году) дополнительные нефтегазовые доходы должны перечисляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Если цена ниже так называемой отсечки, то накопленные средства направляются на возмещение выпадающих доходов. Для этого Минфин с помощью Центробанка покупает или продает валюту на рынке.

«В настоящее время котировки индикативного для РФ сорта Urals находятся на отметке около 44–45 долл. за баррель, что выше цены отсечения», – передает Reuters. Минфин, правда, ранее сообщил, что средняя цена нефти Urals в июне составила почти 42 долл. за баррель, и это в 1,4 раза ниже, чем в июне 2019-го, когда нефть стоила около 62 долл. за баррель.

Однако, по данным ценового агентства Argus, с начала июня баррель Urals значительно подорожал, прибавив в Европе более 7 долл. и взяв рубеж в 46 долл. При этом нефть Urals, которую обычно продавали с дисконтом (скидкой) к североморскому эталону Brent, теперь торгуется с премией к нему, то есть дороже: примерно на 2–3 долл. за баррель (см. «НГ» от 25.06.20).

Далее агентство Reuters сообщает, что, по экспертным расчетам, цена отсечения сейчас де-факто приближается к 50 долл. за баррель Urals. Доказательством смягчения аналитики агентства считают решение Минфина продолжать продажу валюты в июле. Впрочем, министерство Антона Силуанова уточняло, что хоть оно и продолжит эти продажи, однако с 8 июля по 6 августа их объем будет сокращен в 1,6 раза по сравнению с предыдущим периодом и станет эквивалентен 125,6 млрд руб.

На сайте Минфина также сообщалось, что объем недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в июле 2020-го в размере 47,8 млрд руб.

Как поясняет Reuters со ссылкой на замминистра финансов Владимира Колычева, «Минфин при расчете нефтегазовых доходов не учитывает падение добычи и экспорта нефти из-за сделки ОПЕК+, компенсируя недополученные доходы из ФНБ, и такой же принцип хочет сохранить в 2021 году для определения предельного уровня расходов».

«Базовые нефтегазовые доходы и сейчас тоже считаются исходя из планового объема добычи. В этом году плановый объем добычи – это макропрогноз осени прошлого года (то есть до новой сделки с ОПЕК. – «НГ»). Понятно, что сейчас макропрогноз будет уточняться. И тот, который будет утвержден, естественным образом будет учитывать сделку ОПЕК, – сообщал, в частности, замминистра. – Что предлагается и обсуждается на следующий год: несмотря на это, все равно считать базовые нефтегазовые доходы в целях определения предельного объема расходов исходя из объемов добычи и экспорта, как будто бы сокращения в рамках сделки ОПЕК на 2021 год нет».

«На прошлой неделе правительство и Минфин подтвердили намерение отступить от бюджетного правила в 2020–2021 годах в части предельного уровня расходов, планируя вернуться к формированию бюджета на его основе в 2022 году. Для этого будут внесены временные поправки в Бюджетный кодекс», – добавляет агентство.

Однако в самом министерстве настаивают на том, что правило неизменно. «Цена отсечения в бюджетном правиле не менялась, она зафиксирована в Бюджетном кодексе, никакие поправки в этой части не вносились», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина.

«Как мы видим, у Минфина нет желания отступать от бюджетного правила, несмотря на то что с подобными инициативами сейчас выступают многие, – обратил внимание эксперт компании «БКС Брокер» Максим Чекушин. – Никаких официальных изменений в бюджетном правиле не было».

Хотя, по мнению экономиста компании «БКС Премьер» Антона Покатовича, наблюдаемое в настоящий момент продолжение продаж валюты действительно можно считать смягчением бюджетного правила, но «весьма формальным».

«Важный момент: бюджетное правило, если смотреть на него рационально, имеет зависимость не только от нефтяных цен, но и от объемов нефтяного экспорта и нефтедобычи. Другими словами, бюджетное правило призвано замещать выпадающие нефтегазовые доходы бюджета, которые могут сокращаться не только из-за снижения цен, но и ввиду сокращения объемов экспорта», – уточнил он. Россия продолжает участвовать в сделке ОПЕК++, и это приводит к снижению добычи, экспорта, а значит, и доходов бюджета.

«Падение нефтегазовых доходов из-за снижения цен на внешних рынках, а также сокращение экспорта означают дефицит бюджета. В такой ситуации временное отступление от бюджетного правила позволит сократить «кассовый разрыв» бюджета страны и более активно пополнять объем доходов, – продолжает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – При этом Минфин продолжает продажи валюты, так как спрос на нее из-за восстановления импорта растет. Это поддерживает курс рубля на относительно стабильном уровне».

Бюджетное правило создавалось в то время, когда экономика была гораздо стабильнее, напоминает главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. Сейчас многое изменилось.

«Отступление произошло, и оно носит вынужденный характер, это компромисс, – согласился доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Хестанов. – Ведь необходимо покрыть рост госрасходов, связанный с антикризисными мерами, и удержать дефицит бюджета на приемлемом уровне». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О развороте на глобальный Юг, его особенностях и проблемах

О развороте на глобальный Юг, его особенностях и проблемах

Развивающиеся страны задыхаются от задолженности, инфляции, отсутствия долгосрочных инвестиций и доступа к рынкам

0
2143
"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1678
Молодежь нашла зарплатные лазейки

Молодежь нашла зарплатные лазейки

Анастасия Башкатова

Большинство работников так и не впечатлились ростом своих трудовых доходов

0
3320
Жилье в России дорожает, но с замедлением

Жилье в России дорожает, но с замедлением

Ольга Соловьева

Застройщики ждут восстановления спроса на новостройки не раньше 2026 года

0
2063

Другие новости