Интерес граждан к предпринимательству не угасает с кризисом. Фото Валерии Буровой
Свыше 20 млн россиян хотели бы заняться предпринимательской деятельностью, показывают опросы различных исследовательских центров. Столько энтузиастов бизнеса возникло в прошлом году после взрывного роста в три раза и продолжает держаться на том же уровне, несмотря на перипетии двойного коронавирусно-нефтяного кризиса. Кризис не помеха молодежному задору, подтверждают эксперты, вот только, судя по оценкам граждан, Россия по условиям для открытия бизнеса находится на последних местах в мире.
Пандемия не изменила число россиян, желающих открыть свой бизнес, – 14% жителей нашей страны рассматривают для себя такую возможность, отмечается в июльском исследовании IFORS Researсh. Точно такую же цифру показывал опрос и в феврале, то есть еще до начала локдауна в экономике РФ. В опросе приняли участие 1,6 тыс. человек от 18 лет кроме неработающих пенсионеров и тех, у кого уже есть бизнес.
Большинство респондентов (37%) ответили, что главная причина для открытия собственного бизнеса – возможность заниматься интересным делом, 31% указали на возможность зарабатывать больше денег, 28% видят самую привлекательную сторону предпринимательства в возможности не зависеть от работодателя.
Среди причин, которые мешают открытию собственного бизнеса, 43% россиян указали неуверенность в собственных силах, почти треть (30%) – страх потерять деньги, около четверти (22%) – недостаток знаний.
В июне был опубликован российский отчет проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) за 2019 год, который подготовил институт «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ). Там также фигурируют 14% россиян с предпринимательскими намерениями. Ученые уточняют, что речь именно о «латентных предпринимателях», людях от 18 до 64 лет, которые пока не включены ни в какой из этапов предпринимательской активности и которые планируют открыть бизнес в течение трех лет. В отчете ВШМ СПбГУ отмечается, что в 2019 году произошло почти трехкратное увеличение значения, так как в предыдущие годы Россия занимала последнее место с долей тех, кто хотел бы открыть свой бизнес, на уровне 5%.
«Что ж, 14% – это очень хороший показатель на фоне среднемировых 8–9%», – сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Азат Газизов. С его точки зрения, такой рост – это первые плоды работы федерального проекта по популяризации предпринимательства, принятого в рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса. Согласно паспорту проекта, в регионах должно резко вырасти количество людей, обученных основам ведения бизнеса и финансовой грамотности, с 91,5 тыс. в 2019 году до 453,1 тыс. в 2024-м.
«Образ плохого бизнесмена, державшийся в обществе с 90-х годов, постепенно уходит, молодежь, которая составляет основную часть интересующихся открытием своего дела, меняет ситуацию. Опасения, страхи, конечно, и у них присутствуют, они живут в едином информационном пространстве и прекрасно осведомлены о проблемах с силовыми, надзорно-контрольными органами, с получением кредитов в банках, но, очевидно, что ситуация меняется», – считает Газизов.
С его точки зрения, кризисы в принципе не влияют на предпринимателей, в том числе латентных: «Предпринимательство – это вид деятельности, схожий со свободными, творческими профессиями, где огромную роль играет вдохновение, озарение, интуиция. Найти свою нишу, бизнес-идею, продумать детали, все организовать для получения в дальнейшем прибыли – это сродни творчеству. Кризис здесь не помеха, наоборот, можно использовать новые возможности на рушащихся рынках, это самое подходящее время для начала своего дела».
Эту мысль подтверждают и другие опросы, причем в своем мнении едины не только «скрытые», но и действующие бизнесмены. «Результаты наших исследований говорят о том, что российские предприниматели не готовы уходить из бизнеса или отказываться от планов открыть свое дело, несмотря на трудности, возникшие в период карантина и пандемии, – сказала «НГ» директор направления исследований в сфере человеческого капитала аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова. – Так, 78% участников опроса из тех, у кого пока нет своего бизнеса, отметили, что текущая ситуация не повлияла на их желание стать предпринимателями, только 6% сообщили, что такое желание пропало. Кроме того, 88% опрошенных «действующих» предпринимателей сообщили, что кризис не заставит их завершить предпринимательскую деятельность».
Однако если кризис – не помеха, то напрашивается вывод, что 14% латентных предпринимателей в России в 2020 году – это скорее не успех, а остановка в росте по сравнению с прошлогодним взрывным приростом.
В ВШМ СПбГУ отмечают, что Россия по этому показателю теперь на одном уровне с такими странами, как Греция, где о начале своего дела думают те же 14%, Германия (12,5%) или Нидерланды (12%). Однако это далеко не предел. Чемпионами являются Египет, Чили, Эквадор и Оман, где потенциальными бизнесменами числят себя свыше 50% опрошенных граждан (Газизов объясняет эти цифры хорошей работой местных властей по популяризации предпринимательской деятельности).
В отчете ВШМ СПбГУ также говорится о значительном росте в России оценок наличия благоприятных возможностей для открытия бизнеса в регионах проживания респондентов – почти на 7 процентных пунктов за год до наивысшего с 2009 года значения в 29,6%. Правда, по этому показателю РФ заняла только 48-е место, ниже нее остались Япония и Белоруссия. К странам, где наиболее оптимистично рассматривают возможности для открытия бизнеса, относятся Польша (87,3%), Индия (83,1%) и Швеция (79,8%).
Исследование, проведенное НАФИ в 2019 году, показало, что большинство россиян (74%) положительно относятся к людям, решившим открыть свое дело, а образ предпринимателя в сознании россиян меняется: если ранее предпринимательство ассоциировалось с нестабильной ситуацией 90-х годов, то сегодня предприниматель воспринимается как успешный и самостоятельный человек, который трудолюбив и решителен.
Чаще о желании стать предпринимателями говорят мужчины, молодые люди до 35 лет, россияне с высшим образованием и квалифицированные специалисты.
Драйверами для старта, по мнению россиян, опрошенных НАФИ и готовых стать предпринимателями, являются получение высокого дохода (62%), независимость, например, свободный график и самостоятельное определение задач (55%), возможность реализовывать свои мечты и идеи (47%), саморазвитие (24%).
В качестве барьеров назывались отсутствие стартового капитала (52%), высокая конкуренция на рынке (31%), боязнь риска (29%), высокие налоги (25%) и нестабильность экономической ситуации (22%).
Однако оптимистичный настрой начинающих бизнесменов может в одночасье улетучиться при столкновении с суровой реальностью. Как ранее сообщали представители Всероссийского центра изучения общественного мнения и центра социального проектирования «Платформа», одним из главных негативных событий прошлого года для делового климата в стране стало «дело Калви» (см. «НГ» от 11.07.19). Как уточняли исследователи, бизнесмены в основном негативно оценивают деловой климат в стране, некоторые боятся развивать и выводить на новый уровень свое дело, стараются не высовываться, чтобы не столкнуться с силовым и иным давлением. И над всем этим довлеет еще одна проблема – потребительский кризис, ставящий под сомнение окупаемость проектов.
комментарии(0)