Фото пресс-службы ССК "Звезда"
Самый большой в мире атомоход – головной ледокол проекта «Лидер» – начали строить на судостроительном комплексе «Звезда». В блоке корпусных производств судоверфи запущена резка первых деталей корпуса для будущего атомного ледокола, который будет называться «Россия». Самый мощный атомоход в истории мирового судостроения обеспечит круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути и, как считают эксперты, позволит РФ выйти на новый технологический уровень в тяжелом судостроении.
Проект «Лидер» составит основу российского ледокольного флота нового поколения. Длина «России» – флагманского атомохода проекта – составит 210 м, ширина – 47 м, осадка – 13 м. Ледокол оснастят двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола будет составлять 120 МВт, что даст возможность преодолевать льды толщиной более 4 м со скоростью 2 узла. С толщиной льда в 2 м скорость ледокола будет составлять до 12 узлов. Атомоход сможет прокладывать канал шириной примерно 50 м, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тыс. т), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 м по Северному морскому пути (СМП). Завершение строительства ледокола намечено на 2027 год. До ввода в эксплуатацию ледокола «Лидер» проводку транспортных судов по СМП будут обеспечивать в том числе атомные ледоколы с максимальной мощностью до 60 МВт.
«Большинство наших верфей были заложены зачастую еще при царе или в раннее советское время, поэтому несут огромное количество «родимых пятен» старой, неэффективной инфраструктуры, – отмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Со «Звездой» – обратная ситуация. Верфь создана с нуля, у нее будет самый совершенный, самый большой на постсоветском пространстве сухой док, уникальные краны «Голиаф», огромное количество различного рода машиностроительного оборудования – как отечественного, так и закупленного за рубежом. Поэтому такие сложные сооружения, как атомный ледокол проекта «Лидер» нового поколения, пожалуй, в надводном судостроении в настоящий момент может исполнить только эта верфь».
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко обращает внимание, что Северный морской путь можно сделать экономически выгодным, доступным для перевозчиков маршрутом. «Для этого потребуются специальные суда гигантского водоизмещения, – констатирует эксперт. – Прежде всего речь идет о высокотехнологичных газовозах и танкерах ледового класса. Кроме как на судоверфи «Звезда» строить крупнотоннажные суда в России больше негде. У нас просто нет других таких судостроительных мощностей. Помимо сверхгазовозов и танкеров понадобятся также ледоколы нового поколения – крупнейшие и самые мощные в мире. И важно иметь в виду, что все это инвестиции в реальные инновации, потребуются высокотехнологичные разработки, которые будут способствовать развитию судостроения».
«Предполагается, что на «Звезде» будут построены 200 плавсредств, – говорит директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. – Самые технологически сложные и абсолютно неосвоенные другими нашими верфями виды морской техники, атомные ледоколы проекта «Лидер», которые станут гордостью отечественного судостроения. Фактически мы стоим у истоков новой отрасли промышленности – тяжелого судостроения, и базой для нее станет «Звезда».
Напомним, контракт на строительство ледокола был подписан между ССК «Звезда» и ФГУП «Атомфлот» 23 апреля нынешнего года. Госзаказчиком ледокола является Росатом, «Звезда» выбрана единственным исполнителем данного контракта по решению президента РФ Владимира Путина.
Кроме того, ССК «Звезда» начал строительство танкера типа «Афрамакс», который будет назван в честь первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, который накануне отметил 80-летний юбилей.
Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом во главе с ПАО «НК «Роснефть» по поручению главы РФ. Сейчас портфель заказов судоверфи составляет 39 судов, с учетом опционов – 59 судов. Пилотную загрузку комплекса обеспечивает Роснефть, разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. т, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в РФ не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.
комментарии(0)