0
5490
Газета Экономика Печатная версия

02.07.2020 19:45:00

Российские рестораны вышли из карантина в неполном составе

Несмотря на рост посещаемости точек общепита, кризис заставляет их пересмотреть бизнес-модели

Тэги: экономика, общепит, рестораторы, пандемия, коронавирус, работа, занятость

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

экономика, общепит, рестораторы, пандемия, коронавирус, работа, занятость Работники сферы обслуживания после карантина стали очень востребованы. Фото агентства «Москва»

Несмотря на то что не все регионы РФ сняли ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, отрасль общественного питания, судя по отдельным замерам, робко восстанавливается. Так, существенно вырос спрос на официантов, растет посещаемость отдельных заведений общепита. Однако, как признают участники рынка, кризис-2020 пережили и переживут далеко не все, а сдерживать восстановление отрасли будут падающие доходы населения РФ.

Одним из показателей возможного восстановления сегмента общепита можно назвать рост спроса на официантов. Сервис поиска работы и персонала «Работа.ру» напоминает, что ресторанная сфера стала одной из тех, кто сильнее всего пострадал от режима самоизоляции, введенного в конце марта. «Уже в апреле на сервисе «Работа.ру» на 61% уменьшилось количество вакансий для официантов. А в мае по сравнению с мартом число вакансий упало приблизительно в 4 раза (на 77%)», – сообщают аналитики.

Сразу со снятием карантинных мер количество предложений о работе официантов начало стремительно расти и приближаться к значениям начала апреля, отметили представители сервиса. Так, только в первую неделю после снятия ограничений число вакансий увеличилось на 50% по сравнению с началом июня, а во вторую неделю после выхода из карантина предложений для соискателей стало уже в два раза больше, чем в первых числах лета.

Некоторое оживление в сегменте видно и по росту посещаемости кафе и ресторанов, сообщили в аналитическом подразделении платформы «ЧекСкан». Платформа агрегирует данные по отсканированным в системе чекам покупателей. Они проанализировали таким образом посещаемость и выручку кафе, точек фастфуда и стритфуда до, во время и после карантина. Целью их анализа была попытка выяснить, как постепенное снятие ограничений влияет на работу предприятий. При этом как рост, так и падение количества чеков фиксировался относительно первой полной недели года (6–12 января).

В результате, по данным исследователей, наибольшее количество чеков было зафиксировано на десятой неделе 2020 года (увеличение на 40% к первой неделе). Исследователи связывали такой всплеск с празднованием 8 Марта. Реже всего россияне пользовались кафе и ресторанами на четырнадцатой неделе года, когда была объявлена первая нерабочая семидневка (падение на 76%)», – замечают в компании. После максимального провала отрасль стала постепенно восстанавливаться, а число чеков стабильно увеличивалось, и по итогам недели с 15 по 21 июня оно выросло на 17% в сравнении с первой полной неделей 2020-го.

По данным «ЧекСкан», в то время как количество чеков максимально снизилось с начала ограничений, средний размер чека оказался выше именно в момент максимальных ограничений самоизоляции. Так, на той же четырнадцатой неделе он составил 621 руб., а на неделе с 6 по 12 апреля достиг максимального значения в 639 руб. Для сравнения: на десятой неделе, до ограничений, он составлял скромные 350 руб., а в июне после снятия ограничений средний чек практически приблизился к докризисному максимуму, составив 500 руб.

«Очевидно, что люди, уставшие от ограничительных мер, устремятся в кафе и рестораны при первой же возможности», – говорит основатель проекта «ЧекСкан» Владислав Вернигора. Он также отмечает, что многие предприятия за время карантина либо перестали передавать данные, либо сообщали их с перерывом. «Это наглядно показывает, как самоизоляция и разворачивающийся кризис в экономике бьют по бизнесу», – уточнил он.

Владислав Вернигора полагает, что какие-либо внятные прогнозы по рынку можно будет делать ближе к концу лета. «Если оборот по чекам продемонстрирует уверенную тенденцию к росту (речь именно о количестве чеков в нашем мониторинге), то можно будет говорить о том, что отрасль постепенно восстанавливается», – считает он. Эксперт также сомневается в сильной динамике среднего чека в будущем.

По последним данным Росстата, в апреле оборот в общепите составил всего 64,5 млрд руб., что в два раза ниже, чем годом ранее. По итогам четырех месяцев этого года оборот в сегменте составил 454,7 млрд руб., что на 11% меньше, чем годом ранее. Для сравнения: по итогам первого квартала, когда полноценные ограничения на работу кафе и ресторанов еще не были введены, сегмент показывал трехпроцентный рост в годовом выражении. В мае, по оценкам Минэкономразвития, ресторанный рынок сократился на 52% по оборотам относительно показателей годичной давности.

Нужно также учитывать, что далеко не все регионы открыли заведения общественного питания в июне. В отдельных субъектах РФ, к примеру, была разрешена только работа летних веранд. Эксперты также прогнозируют, что не все работники в итоге вернутся в офисы и продолжат работать в удаленном режиме (см. «НГ» от 29.06.20), и это в перспективе также будет сказываться на работе кафе и ресторанов.

Говорить о восстановлении отрасли пока рано, соглашаются эксперты «НГ». «По данным профильной ассоциации, сейчас открылось около 40% заведений, а трафик составляет около 40% от докризисного уровня», – сообщает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

В то же время стремительный рост количества чеков в общепите после снятия коронавирусных ограничений объясняется несколькими факторами, замечает член генсовета «Деловой России» Алим Бишенов. «Во-первых, фактором нулевой базы апреля-мая и, во-вторых, стремлением жителей городов вырваться из квартир и с дачных участков, поесть и выпить за пределами собственной кухни, встретиться с друзьями. Назовем этот фактор рекреационным», – перечисляет он, подчеркивая, что пока нет ни одного фактора в пользу долгосрочного восстановления сферы услуг и общепита.

Главным драйвером отрасли он называет доходы населения, но они снова сократились после нескольких лет падения. «Доля расходов домохозяйств на покупку продуктов питания превысила еще в апреле 46%, растет даже официальная безработица, уже не говоря о скрытой», – добавил Бишенов. И несмотря на то, что многие горожане не поехали в отпуска и предпочтут провести время в городах, тратя «рекреационные деньги» на общепит, даже это не убережет рестораторов в августе от вялотекущего падения спроса, прогнозирует эксперт.

Часть аналитиков ожидают перетока посетителей в другие сегменты на фоне снижения доходов населения. «Вероятно, люди, которые посещали дорогие рестораны, перейдут в средний сегмент, а из среднего сегмента аудитория перейдет в более демократичные проекты», – считает управляющий партнер сети кондитерских Kuzina Евгения Головкова. Как итог, опыт кризиса-2020 приведет к более консервативному подходу резервирования денежных средств, на которые бизнес сможет рассчитывать в случае наступления форс-мажора. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В России планируют сократить теневую занятость

В России планируют сократить теневую занятость

Михаил Сергеев

Доля неформальных заработков в стране устойчиво превышает 20%

0
3372
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
6040
Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Ольга Соловьева

Правительственная комиссия облегчит экспортерам невозврат валютной выручки

0
6216
Росатом запустил переработку опасных отходов

Росатом запустил переработку опасных отходов

Владимир Полканов

Построенные мощности позволяют справиться с важнейшей экологической задачей

0
2671

Другие новости