Частный дом, особенно в условиях эпидемии и самоизоляции, выигрывает по сравнению с малогабаритной квартирой. Фото PhotoXPress.ru
Среди секторов промышленности выявился лидер, который после катастрофического апреля начал отыгрывать провал, – мебельная отрасль. По оценкам Высшей школы экономики (ВШЭ), это можно объяснить формированием новых структурных трендов: жилищное строительство, особенно загородное, и все, что связано с «концепцией второго жилья», могут показать ускоренное развитие в постпандемический период. Но и до пандемии на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) приходилась существенная часть общей площади возводимого жилья – от 40 до 50%.
Мебельщики оказались единственными среди всех крупных секторов обрабатывающей промышленности, кто начал отыгрывать апрельский двузначный провал, сообщили специалисты Центра развития ВШЭ.
Мебельная отрасль показала в мае рост в годовом выражении на 2,2% после апрельского обвала на 24,6%. Другие отрасли, по которым в апреле был нанесен ощутимый удар, продолжили падение: это производство одежды, машин и оборудования, компьютеров и электронных изделий и т.д.
По мнению экономистов, есть два объяснения для такого успеха мебельной отрасли: «Это может быть связано как с производством мебели для новых больниц, так и с первыми «зелеными ростками» новых структурных трендов, так как жилищное строительство (особенно загородное), технологии умного дома, удаленного офиса и все, что связано с концепцией второго жилья, могут показать ускоренное развитие в постпандемический период».
Существенная доля возводимого в стране жилья приходится сейчас на индивидуальное жилищное строительство. Так, в январе–апреле 2020 года доля построенных индивидуальными застройщиками жилых домов превысила 51% общего объема введенного жилья.
За указанный период индивидуальные застройщики построили 9,5 млн кв. м, причем это вовсе не одни только летние дачные дома: по уточнению Росстата, площадь домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, составила за январь–апрель лишь 900 тыс. кв. м.
Если брать среднегодовые показатели, то с 2016 по 2019 год доля ИЖС в общем объеме построенного жилья увеличилась примерно с 40 до 46%. Причем, как сообщали в прошлом году участники рынка, ИЖС росло быстрее многоквартирного строительства (см. «НГ» от 12.11.19). Сейчас общий спад жилищного строительства затронул и ИЖС, однако в этом сегменте он оказался намного скромнее, чем в сегменте многоквартирного строительства. «Бурный рост ИЖС в России начался не сейчас, а два-три года назад», – сообщила «НГ» доцент Российского экономического университета Елена Бабкина.
Первым такое смещение интересов на себе ощутил рынок аренды: в весенние месяцы спрос на аренду городского жилья обвалился, однако он резко вырос на аренду загородной недвижимости (см. «НГ» от 04.05.20). «Опыт аренды дачи может понравиться некоторым арендаторам – особенно тем, кто провел так отпуск в этом году впервые. И этот вид препровождения летнего отпуска может стать более популярным, а следовательно, и поднять цены следующим летом», – предположил ранее гендиректор федерального портала «Мир квартир» Павел Луценко. Для некоторых клиентов следующим шагом после аренды может стать и приобретение либо строительство собственного частного дома.
Как уточнила Бабкина, строительство собственного дома в пригороде может обойтись дешевле, чем покупка квартиры адекватной площади для семьи с детьми в крупном городе. Правда, одновременно с этим есть и противоположные наблюдения. Большой частный дом в благоустроенной местности с доступом ко всей необходимой инфраструктуре – от транспортных узлов до школы и больницы, – точно так же, как и большая квартира в хорошем районе, многим окажется как раз не по карману.
Недаром средняя площадь строящихся в России квартир уже несколько лет не достигает даже 50 кв. м, что стало следствием многолетнего падения доходов населения: люди могут позволить себе в основном только малогабаритное жилье (см. «НГ» от 03.06.20).
Но Бабкина подтверждает: «Пандемия теперь показала возможность удаленной работы для сотрудников ряда отраслей экономики. Это также будет постепенно лишать город статуса концентратора рабочих мест».
Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка (РСХБ) тоже ранее указывал на высокий спрос горожан на приобретение жилья в сельской местности. «По мнению экспертов, стремление горожан к переезду в село и деревню пока носит локальный характер, однако после окончания периода потрясений в экономике специалисты отмечают, что может возникнуть тренд на переселение в сельскую местность», – сообщалось в обзоре банка.
По данным Центра отраслевой экспертизы РСХБ, 2–3 млн человек могут в течение нескольких лет вернуться в сельскую местность – «и это только с учетом имеющейся инфраструктуры». Если же принимать в расчет дальнейшее инфраструктурное развитие и более длительные сроки, то, как считают эксперты, «российское село обладает практически неограниченным потенциалом для возвращения населения».
комментарии(1)
0
dlz 04:56 02.07.2020
Москвичи купаются на Клязьме вместо Крыма. Но правительство Губернатора Воробьева, и так не слишком озабоченное нуждами общественными, похоже, не слишком это заботит. Их даже не интересует, почему в "Яндекс-картах" не отражаются факты ремонта дорог. Подмосковные автобусы к водохранилищам переполнены, в них давка и сочная ругань. Похоже, Воробьев снова мечтает получить ситуацию двухлетней давности, когда разгневанные жители стали забрасывать камнями его автомобиль, и он пересел на вертолет.