Эффект от консолидации электросетей должен выражаться в снижении тарифов и конечных цен на электроэнергию. Фото со страницы ПАО «Россети» в Facebook
Обсуждение разработанного Минэнерго проекта постановления правительства о консолидации объектов электросетевого хозяйства страны не сняло претензии к документу со стороны промышленных потребителей энергии. В проекте прямо указывается, что консолидация может в некоторых случаях осуществляться за счет дополнительного роста тарифа, который может превысить инфляцию, несмотря на запрет правительства (см. "НГ" от 22.06.20). Причем каким будет этот рост, нарушающий установленные ограничения, - в проекте никак не ограничено, а значит, он может оказаться неконтролируемым. Потребители обеспокоены, что из тарифных источников предлагается финансировать и другие крупные проекты, в частности, программу цифровизации "Россетей".
Одна из дискуссий по проекту консолидации была организована комитетом Госдумы по энергетике на прошлой неделе. "НГ" ознакомилась с тезисами выступавших. Так, в Минэнерго подчеркнули, что консолидация может проводиться с повышением тарифа только в отношении объектов, которые ранее не участвовали в тарифном регулировании (например, бесхозные сети), и, соответственно, потребители не платили за их содержание. Во всех иных случаях проекты консолидации будут оплачиваться из нетарифных источников.
Вопросы, тем не менее, остаются. Например, каким должен быть "срок давности", в течение которого объект не находился под регулированием? Непонятно, как будет оцениваться необходимость включения расходов на консолидацию в инвестпрограммы, их целесообразность, критерии эффективности сетевых организаций - соответствующих проектов приказов еще нет, оценить последствия будущих решений невозможно.
Что касается включения расходов в тариф, то проект содержит ограничения только по типу объектов: как будет рассчитываться их стоимость, на сколько может вырасти тариф - об этом тоже ничего не говорится. По сути, в проекте закладывается возможность роста одноставочного котлового тарифа с неограниченным превышением темпов, установленных прогнозом социально-экономического развития РФ. Это противоречит ранее принятым решениям по сдерживанию роста тарифов и фактически может привести к неконтролируемому их росту.
С точки зрения энергопотребителей, эффект от консолидации должен выражаться в снижении сетевых тарифов и конечных цен на электроэнергию. Между тем нынешний проект неизбежно приведет к росту расходов потребителей, которые и без того вынуждены оплачивать электроэнергию по повышенным расценкам, снижающим их конкурентоспособность. В 2016-2019 годах промышленное электропотребление на рынке мощности снизилось на 2% из-за роста всевозможных нерыночных надбавок. Пандемия коронавируса ускорила этот процесс: в апреле сокращение потребления мощности составило около 14% относительно марта 2020 года, в мае нагрузка снизилась еще на 10% по отношению к апрелю, и по прогнозам такая динамика сохранится и в последующих периодах, при этом рост конечной цены покупки электроэнергии по итогам года может на 6-8% превысить инфляцию. В этих условиях дополнительная нагрузка на промышленность приведет только к еще большему снижению энергопотребления.
При этом за счет тарифа планируется оплатить не только консолидацию, но и еще один малопонятный проект - цифровизацию сетей (см. "НГ" от 23.06.20). Предполагается, что она обеспечит создание системы интеллектуального учета энергопотребления, ускорение технологического присоединения, телемеханизацию подстанций. Однако если собирать на это деньги в тарифе, то одни потребители будут вынуждены платить за других и за повышение операционной эффективности в сетях, что было бы не совсем правильно. Отмечается, что интеллектуальный учет может служить основой системы управления спросом, но зачем тогда правительство одобрило создание агрегаторов спроса? У сетевых организаций есть альтернатива увеличению тарифа - самостоятельно привлекать инвестиционный ресурс и вернуть инвестиции с прибылью за счет увеличения полезного отпуска и сокращения операционных расходов. Но готовности пойти на это не наблюдается.
Сетевой монополии не нужны дополнительные средства для консолидации сетей в тарифах, считает начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. "23 миллиарда рублей дивидендов за прошлый год - это не что иное, как экономия инвестиционных и операционных расходов. Часть их можно было направить на консолидацию, это избавило бы экономику от дополнительной тарифной нагрузки и полностью соответствовало бы правительственному поручению об источниках средств для консолидации", - подчеркнул он.
"Особенно странно выглядит включение в тарифы потребителей затрат на покупку сетей, построенных ранее за счет бюджета, - отметил Валерий Жихарев. - Мало того, что возникает риск роста сетевых тарифов выше прогнозных темпов, вдобавок экономика дважды профинансирует затраты на эти объекты - сначала оплатит их создание через налоги, а затем в составе утвержденных тарифов на передачу электрической энергии. Одним из наиболее наглядных примеров может служить возможная консолидация электросетевой инфраструктуры к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, созданной за счет бюджетных вливаний в размере более 11 млрд руб.".
комментарии(0)