Привлекательными цены на хлеб можно сделать за счет более мелкой развесовки. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Россияне экономят на еде, многие не могут позволить себе овощи, мясо, а тревоги в связи с коронавирусом заставляют опять вводить антикризисные семейные «бюджетные правила», в которых часто фигурирует запрет на любимые деликатесы. Эксперты считают, что социальную поддержку населения необходимо наращивать, так как падающие доходы и повышенная тревожность россиян из-за неопределенности с возвратом коронавируса могут не дать оперативно восстановить потребление.
Выручка 96% крупнейших тепличных предприятий России упала на 25% и более, говорится в исследовании влияния пандемии на отрасль, которое провела ассоциация «Теплицы России». 90% представителей предприятий защищенного грунта отметили падение спроса на овощную продукцию из-за снижения покупательной способности населения.
У некоторых респондентов потери выручки достигли более 50%, сказал депутат Госдумы и президент «Теплиц России» Алексей Ситников.
По мнению большинства – 67% – представителей тепличных предприятий, главной причиной текущих проблем в отрасли стал недостаток поддержки со стороны государства. Также, по мнению 17% предприятий, негативно сказалось «недобросовестное ценообразование на продукцию в торговых сетях», которые в апреле пытались диктовать низкие цены закупки. И хотя в мае удалось восстановить статус-кво во взаимоотношении с торговыми сетями, но, по словам Ситникова, весенние месяцы для тепличных хозяйств были потеряны.
У розницы свои проблемы – после мартовского ажиотажного спроса покупатели «легли на дно», в апреле с началом «карантикул» продажи продуктов питания резко упали.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) со ссылкой на данные глобальной аналитической компании Neilsen сообщает, что в российской рознице отмечается повышение спроса на более дешевые товары. Доля спроса на товары низкого ценового сегмента выросла почти в половине категорий. Наибольший рост продаж в низком ценовом сегменте отмечается по мясу, макаронным изделиям, чаю, сокам. Если доля низкого ценового сегмента продуктов питания и товаров повседневного спроса выросла с 16,9 до 17,7% в среднегодовом значении, то в категории макаронных изделий она выросла со среднегодовых 19 до 23%. Еще один пример – увеличение доли продаж дешевого майонеза: с 7,3 до 9,5%. Директор по работе с ретейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев ранее сообщил журналистам, что о влиянии пандемии на доходы указали 24% опрошенных потребителей.
Экономические последствия пандемии коронавируса изменили предпочтения россиян в сторону более дешевого хлеба, заявил также исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. «Получается трансформация – переход в более дешевый сегмент при сохранении самого маржинального высшего сегмента, то есть можно сказать, что перераспределяется средний сегмент в сторону более низкой платежеспособности населения, и я думаю, что этот тренд пока что, к сожалению, будет сохраняться», – сказал он.
«Хлебопеки понимают, что цены на продукцию поднимать нельзя, у населения доходы тоже упали, а у некоторых в малом бизнесе, которые прекратили существовать, они просто закончились», – сказала член экспертного совета комитета Госдумы по аграрным вопросам и научно-технического комитета Минсельхоза Ольга Пономарева. А гендиректор «Черкизово» Сергей Михайлов сообщил, что в стране почти каждый шестой не может себе позволить покупать мясо. По его словам, 20–25 млн россиян потребляют не более 50 кг мяса на человека в год против 73 кг, которые требуются по оценке Минздрава. По его словам, речь идет о социально незащищенных слоях населения, доля которых будет расти.
«Сейчас нет официальной статистики по доходам населения во втором квартале. Что конкретно произошло с ними с апреля, когда у нас начался «локдаун», Росстат сообщит только в конце июля, но по косвенным данным (снижению оборота розничной торговли, например) вполне можно судить о том, что доходы – основа потребительского спроса – серьезно сократились, что и привело к изменениям в потреблении россиян», – сказал «НГ» директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович.
Оборот розничной торговли продовольственными товарами сократился в апреле 2020 года на 15% по сравнению с мартом и примерно на 9% к апрелю 2019-го. А в мае он вырос на 2,7% по сравнению с апрелем (объем торговли составил почти 1,3 трлн руб.), при этом он все равно был на 8,6% меньше, чем годом ранее.
«По нашим оценкам, во втором квартале доходы упали на 15–17%, и, даже если не будет развития по худшему сценарию со второй волной COVID-19, по итогам года плюса все равно не будет, падение реальных располагаемых доходов составит 4–5%, а это огромные деньги с учетом того, что общие ежегодные доходы россиян составляют 60 трлн руб., – говорит Остапкович. – Снижение доходов запускает обычный для любого кризиса сценарий: граждане переходят от потребительской модели поведения к сберегательной. Домохозяйства создают свои резервы и вводят свое «бюджетное правило», выделяя средства на абсолютно необходимые для них вещи и отказываясь, например, от покупок деликатесов, которые до кризиса позволяли себе раз-два в месяц даже семьи из числа малообеспеченных». На людей давит как реальная потеря доходов, так и угроза потерять их в будущем на фоне неопределенности развития ситуации.
По словам эксперта, нынешний кризис отличается от предыдущих – нет проблем с банковской сферой, в стране накоплены резервы. «Кризис не разрушил основные фонды, не снизилась квалификация сотрудников, поэтому после снятия ограничений, начала работы и на фоне сезонного снижения цен на овощи и фрукты ситуация начнет восстанавливаться. Но если неопределенность с эпидемией не уйдет, то это восстановление будет очень медленным, тренд может измениться к следующему году, потому что психологически граждане теперь еще долго будут более сдержанными при покупке продуктов», – считает эксперт.
Остапкович подчеркивает, что речь не идет о той незначительной доле населения РФ, которая о кризисе узнает из газет и ценами на продукты интересуется только из любопытства. «Большинству населения необходимо наращивать социальную помощь со стороны государства вплоть до введения базового безусловного дохода, который сейчас обсуждается, например, в Европе. Для восстановления спроса, да и всей экономики, сейчас самое важное не рост ВВП, не производство оборудования или техники. Сейчас куда важнее сокращение безработицы и рост доходов», – пояснил Остапкович.
«Очевидно, что о возврате к прежней модели потребления можно говорить по мере восстановления доходов, – сказала «НГ» директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда. – Говорить об оживлении сейчас можно с большой натяжкой. Оно есть, если сравнивать неделю с неделей: граждане сидели на изоляции, покупали только то, что было очень нужно. Сейчас стали выходить из дома, покупать то, на что хватило накопленных денег. После открытия предприятий сферы услуг, общепита они наняли работников, уже выплатили какие-то деньги, люди пошли в магазин».
Но, по словам эксперта, если сравнивать с прошлыми периодами, то картина складывается иная: «Несмотря на ажиотажный спрос на относительно дешевые продукты длительного хранения, что особенно проявилось в марте 2020 года (рост на 4,7% к апрелю 2019 года), за январь–апрель 2020-го прирост покупок был на уровне погрешности: всего 0,3%, тогда как в 2019-м он был в плюсе на 2,1% относительно 2018-го».
Как сказала Шагайда, такой результат сложился из-за того, что после высшей точки ажиотажа в марте 2020 года покупки продовольствия рухнули в апреле более чем на 9%. После такого падения любое оживление в неделю показывает рост. «При этом могут даже не расти доходы. Люди потратили свои запасы в апреле, стали докупать необходимое и дешевое. Собственно, в апреле был один из двух самых провальных месяцев по покупкам продовольствия за период нашего наблюдения с января 2013 года, – добавила Шагайда. – После этого нетрудно ожидать оживления, как это было и после драматического падения в декабре 2016 года. Так что следить нужно за доходами и занятостью».
комментарии(1)
0
dlz 20:24 30.06.2020
Торговые сети стали настолько неповоротливы, что в принципе не сумели приспособиться к быстрым изменениям. Худший пример: X5. Минимум доступных и качественных товаров и преобладание продукции со сверхдлинными сроками. На кого эти магазины раcсчитаны, совершенно непонятно. Стоят полупустые. Маркетинг - не их конек. Один из лучших примеров: Зельгрос. Они во первых очень быстро справились с логистическими проблемами, а во вторых, быстрее нащупали нужные акценты в новых условиях.