Фото pixabay.com
В развитых европейских странах из-за пандемии и ее последствий большинство семей решили отложить в этом году рождение ребенка. В России доля лиц, не планирующих заводить детей в ближайшее время, превысила 20% среди бездетных и 50% – среди имеющих одного или более детей. По сравнению с показателями трехлетней давности эти доли увеличились в 1,5–2 раза. Связанное с последствиями пандемии дополнительное сокращение численности населения РФ может составить за 10 лет от 400 тыс. до 1 млн человек в зависимости от глубины и продолжительности кризиса. Такие данные привели в Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).
Пандемия негативно влияет на репродуктивные планы населения. В качестве одного из доказательств специалисты РАНХиГС привели результаты опроса, проведенного в Италии, Великобритании, Франции, Германии и Испании в конце марта – начале апреля, то есть в разгар заболеваемости в странах Западной Европы (совокупно было опрошено 6 тыс. человек).
Тем участникам опроса, которые утверждали, что в начале 2020-го у них имелись планы до конца года завести ребенка, задавался дополнительный вопрос о том, сохранились ли эти намерения.
Выяснилось, что во всех исследуемых странах большинство респондентов – от примерно 68% во Франции до почти 79% в Испании – решили либо отложить рождение ребенка, либо даже отказаться от него. Те, кто по-прежнему планировал родить ребенка в 2020 году, остались в меньшинстве.
Правда, как уточняет в аналитическом обзоре директор Центра региональных исследований РАНХиГС Константин Казенин, судя по другим результатам опроса, решение европейцев отказаться от намерений родить ребенка зависело не столько от оценок возможных экономических последствий пандемии, сколько от общей неопределенности из-за нового вируса.
Если говорить про Россию, то, как сообщает Казенин, опрос РАНХиГС, проведенный в марте–мае, «показал, что наиболее резкий рост (на 20,2 процентных пункта) заявивших о нежелании иметь (еще одного) ребенка по сравнению с аналогичным опросом 2017 года был зафиксирован среди однодетных респондентов 35 лет и старше». Теперь эта доля составила почти 52%. Опрос охватил 9,5 тыс. респондентов, из них 4,9 тыс. – в возрасте 18–44 лет.
Подробнее о российских результатах рассказала в своем обзоре и в выступлении на онлайн-симпозиуме, посвященном демографическим последствиям COVID-19, завлабораторией исследований демографии РАНХиГС Алла Макаренцева. В частности, она уточнила, что среди бездетных участников опроса доля лиц, не планирующих заводить детей в ближайшее время, выросла по сравнению с 2017 годом примерно с 10 до 23%. «Сложно допустить, что этот показатель вырос более чем в два раза именно за три года. Скорее можно предположить определяющее влияние периода проведения опроса, совокупности негативных факторов весны 2020 года», – пояснила исследовательница.
По мнению Макаренцевой, есть четыре группы факторов, определяющих данный сдвиг в настроениях. Первый – эпидемиологический. Например, отложить запланированное рождение могли пары, «столкнувшиеся с заболеванием лично или в составе своей семьи». Второй – экономический: «Больше всего экономические последствия затронули тех, кто потерял работу в период пандемии и испытывает иные серьезные трудности на рынке труда».
Третий – социальный: «Социальные последствия касаются продолжительного изменения в образе жизни населения, причем эти последствия сказываются сильнее на представителях среднего класса и молодых высокообразованных бездетных мужчинах и женщинах».
Четвертый – психологический: «Обстановка весны 2020 года спровоцировала рост депрессивных и тревожных настроений в обществе». Сказывается и ожидание второй волны пандемии.
Замзаведующего международной лабораторией демографии и человеческого капитала РАНХиГС Сергей Шульгин, выступая на симпозиуме, представил прогноз влияния пандемии на динамику численности населения в России. Он указал на особое значение двух факторов – уменьшение миграции и сокращение фертильности. «Чем дольше будет затягиваться эпидемический кризис, сопровождающийся ростом неопределенности и ухудшением экономической ситуации, тем более существенную роль будут играть эти факторы в долгосрочном периоде», – пояснил Шульгин. Более продолжительный кризис будет сопровождаться снижением показателей рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни.
По оценкам эксперта, которые приводит пресс-служба академии, «при наиболее благоприятном сценарии (окончание пандемии до конца текущего года) сокращение населения России в период до 2030 года может составить около 400 тыс. человек, если же эпидемия продлится до 2024 года, потери могут составить свыше 1 млн человек».
Эти цифры потерь – разница между базовым сценарием и тем сценарием, который может сложиться в зависимости от глубины кризиса. Базовый сценарий моделирует российскую демографическую ситуацию в отсутствии пандемии в 2020 году.
По данным Росстата, численность постоянного населения РФ на 1 мая 2020 года составила 146,6 млн человек. Демографический прогноз Росстата был опубликован в конце прошлого года. Низкий вариант прогноза предполагал, что к 2030 году численность населения РФ составит 139,8 млн человек, средний вариант – 144,3 млн человек, высокий – 148,4 млн человек. Судя по всему, с учетом пандемии эти ориентиры требуют пересмотра в тех диапазонах, на которые указывают эксперты.
Естественная убыль (превышение числа умерших над числом родившихся) населения России в январе–апреле 2020-го составила 160,3 тыс. человек, сообщал Росстат, уточняя, что это предварительные оценки, так как из-за эпидемии возникли проблемы со сбором данных. Вице-премьер Татьяна Голикова при этом сообщала, что за отдельно взятый апрель «количество смертей от COVID, когда это основная причина смерти, в России составило 1 660». Но и без пандемии, когда, например, в январе–апреле 2019-го естественная убыль составляла около 148 тыс. человек, Россия, по уточнению Голиковой, катастрофически теряла население.
комментарии(1)
0
dlz 20:35 30.06.2020
Количество вакансий инженерного профиля в московском регионе вернулось на февральские уровни. Это совершенно нетипично. Обычно, лето ассоциируется с меньшей деловой активностью. Отмечается интересное смещение более благоприятной коньюнктуры с Европы на Азию. У экспортеров, ориентированных на запад, продажи сейчас ниже на 30 % обычных показателей. Зато все хорошо на Востоке. У нефтяников отмечается интересный аспект: вахтовики поехали из Усинска на Сахалин.