Квоты будут задействованы в случаях, когда имеет место необоснованное доминирование импорта, сообщил вице-премьер Юрий Борисов. Фото с сайта www.government.ru
В российском закупочном законодательстве в скором времени появится важное нововведение: Госдума уже приняла в первом чтении поправки к законам "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), которые предусматривают введение квот по закупкам российской продукции. Законопроектом предусматривается наделение правительства РФ правом утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании. Размер квоты тоже будет устанавливаться кабмином - в законопроектах эта доля не указана. Как пояснил депутатам вице-премьер Юрий Борисов, сейчас на российских поставщиков приходится лишь треть всего госзаказа - около 10 трлн руб. Опрошенные "НГ" эксперты считают нововведения полезными, но не до конца проработанными: для реализации контрактов за границей необходимо сделать исключение, полагают они.
Квотирование закупок будет распространяться не только на российскую продукцию, но и на товары, произведенные в странах ЕАЭС. Решения о перечне товаров и размере квоты будут приниматься на основе мониторинга потребностей госзаказчиков и возможностей поставщиков. Предполагается, что в основе будут лежать данные единой информационной системы в сфере закупок Минфина и государственной информационной системы промышленности Минпромторга. "Квоты будут "включаться" именно там, где мы видим наличие возможностей у промышленности, и в противовес этому - доминирование импорта по непонятным причинам", - рассказал в Госдуме вице-премьер Юрий Борисов. По итогам 2019 года общий объем закупок составил 8,2 трлн и 21,3 трлн руб. по ФЗ-44 и ФЗ-223 соответственно, только третья часть из общей суммы, по его словам, приходится на российских поставщиков.
Эксперты отмечают полезность данных нововведений. Например, глава экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович сообщила ТАСС, что в мировой практике механизм обязательного квотирования достаточно широко распространен: так, в Южной Корее доля закупок инновационной продукции в общем объеме закупок должна составлять не менее 20%, при этом данное требование распространяется как к государственным и муниципальным закупкам, так и к закупкам корпораций с госучастием. "Для России наиболее оптимальная обязательная доля закупок высокотехнологичной продукции составляет около 20%", - полагает Алехнович.
У депутатов не возникло возражений к концепции законопроекта. Сейчас его готовят к ключевому второму чтению, в рамках которого будут рассматриваться поправки. Некоторые важные дополнения сформулированы в атомной отрасли. Речь идет в первую очередь о том, чтобы вывести из-под действия закона деятельность российских заказчиков, осуществляемую за рубежом.
"Предлагаемые изменения в 223 и 44 федеральные законы, безусловно, будут способствовать более активному взаимодействию и экономическому росту прежде всего российских предприятий, - отмечает директор по закупкам госкорпорации Росатом Роман Зимонас. - При этом, с целью поддержки отечественных атомщиков, было бы правильным внести в перечень требуемой к закупке продукции товары и услуги, которые производят и оказывают отечественные предприятия атомной отрасли. В настоящее время Росатом уже составляет отраслевой перечень продукции, закупаемой в РФ и на территории стран ЕвразЭС. Но при реализации международных проектов на территории иностранных государств должно быть исключение. Иностранные заказчики часто устанавливают требования по конкретным маркам оборудования или конкретным изготовителям, в том числе иностранным, включая местных поставщиков в рамках локализации производства".
"В условиях мирового кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса, для России очень важно поддерживать отечественных производителей высокотехнологичной продукции. Это не только позволит увеличить собираемость налогов, но и ускорит восстановление всей российской экономики, создаст новые рабочие места, - полагает начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Кумановский. - Кроме того, зная о поддержке локальных производителей, бизнес активнее будет инвестировать, рассчитывая на ускоренный возврат денежных средств. Учитывая, что аналогичные меры могут применяться правительствами зарубежных стран, на территории которых Росатом реализует свои проекты, из квотирования проекты за рубежом нужно исключить, чтобы развивать международную кооперацию и активнее продвигать российские атомные технологии и стандарты за границами Российской Федерации.
"Предприятия российской атомной отрасли производят широкий спектр высокотехнологичной продукции, и она, на мой взгляд, вполне может быть включена в утверждаемый правительством перечень товаров, на которые предполагается распространить норму о квотировании. Я сам являюсь одним из авторов законопроекта о квотировании в рамках 44-ФЗ, внесенного в Госдуму в мае депутатами и сенаторами. В атомной отрасли работает немало предприятий оборонно-промышленного комплекса, о которых как раз и говорится в предложенных поправках в ФЗ 44 и 223 - именно на них могут быть направлены усилия по диверсификации их продукции и ее поддержки специальными мерами", - говорит заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко.
По мнению парламентария, предложения о выводе из-под действия закона зарубежных контрактов достаточно логично. "Конечно, когда речь идет о зарубежных проектах, реализуемых отечественными предприятиями, в том числе и Росатомом, нужно очень аккуратно и внимательно подходить к вопросам квот, проработать их со всеми заинтересованными сторонами и экспертами, так как условия заказчика могут быть совершенно другими, и в таком случае российский производитель экспортного продукта может быть лишен возможности конкурировать с другими участниками рынка", - подчеркнул он.
комментарии(0)