ВЭБ.РФ может направить сотни миллиардов пенсионных денег на покупку инфраструктурных «вечных» облигаций. Фото с сайта www.veb.ru
На фоне сократившихся доходов бюджета правительство хочет использовать для строительства автодорог новый финансовый инструмент – «вечные» облигации, которые успешно опробовали на себе несколько дней назад Российские железные дороги (РЖД). Для финансирования инфраструктурных проектов могут привлекаться и пенсионные накопления «молчунов», находящиеся в управлении госкорпорации ВЭБ.РФ.
Правительство РФ прорабатывает вопрос размещения облигаций для финансирования инфраструктурного строительства на 300 млрд руб., сообщил журналистам вице-премьер Марат Хуснуллин в понедельник, после церемонии открытия нового 12-километрового отрезка и 11-километровой реконструированной части ЦКАД.
Говоря о том, какие инфраструктурные проекты могут быть профинансированы через размещение облигаций, Хуснуллин заявил, что речь, возможно, идет в том числе о транспортном коридоре Европа – Западный Китай: «Мы сейчас прорабатываем вопрос, на что мы их будем использовать – именно на этот проект или на другие». Он пояснил, что только бюджетных средств не хватает, «потому что потребность в строительстве дорог в два-три раза превышает те деньги, которые есть в бюджете».
Ранее председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко говорил, что компания прорабатывает вопрос о размещении бессрочных облигаций, потребность во внебюджетном финансировании до 2024 года он оценивал в 400 млрд руб. и также отмечал, что есть программа строительства дорог до 2030 года на 1 трлн руб.
Минтранс не стал комментировать планы по использованию бессрочных облигаций, посоветовав обратиться в Минфин. Как сообщал в ходе телеобращения к россиянам 23 июня президент Владимир Путин, в июле предстоит обсудить финансирование развития инфраструктуры по примеру бессрочных облигаций, выпуск которых согласовали для РЖД еще в начале мая.
В конце прошлой недели РЖД вполне успешно разместили первый пробный выпуск таких облигаций. Из общей согласованной с Центробанком программы на 370 млрд руб. сначала в компании хотели выпустить облигаций на 15 млрд, но спрос на бумаги оказался достаточно высокий, и их разместили по закрытой подписке на 30 млрд по ставке 6,5% годовых. Это довольно высокая ставка, облигации федеральных займов продаются со ставкой в районе 4,5%. «Премию» инвесторы получают за то, что новая для рынка бумага несет определенные риски – ведь «тело» кредита может и не вернуться инвестору (см. также «НГ» от 21.05.20).
Распоряжение о выпуске «вечных» облигаций в середине мая подписал исполнявший тогда обязанности премьер-министра Андрей Белоусов (он же – глава совета директоров РЖД). РЖД, которые первыми в России выпустили бессрочные корпоративные облигации, сообщили, что более 80% всего спроса на первый выпуск пришлось на банки.
Сообщалось, что часть бумаг из всей программы РЖД, до 100 млрд руб., выкупит госкорпорация ВЭБ.РФ из средств пенсионных накоплений. Так говорилось в пояснительной записке к проекту постановления правительства, который разработал Минфин и которое пока не принято. Вероятно, поэтому в первом размещении ВЭБ, по его заявлениям, не участвовал.
ВЭБ управляет пенсионными накоплениями тех граждан, которые не выбрали частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, – так называемых «молчунов». В пресс-службе госкорпорации сообщили «НГ», что средства пенсионных накоплений инвестируют с минимальным риском: «Ключевым условием при этом является сохранность средств граждан и опережение инфляции – эта цель успешно выполняется на протяжении последних 10 лет». Отвечая на вопрос о возможности инвестирования пенсионных накоплений в облигации «Автодора» по примеру РЖД, в ВЭБ.РФ сообщили: «В настоящий момент активов, о которых идет речь в вашем запросе, в портфелях ВЭБ.РФ нет. Перспективы возможных будущих вложений не комментируем».
Ранее сообщалось, что по итогам 2019 года доходность от размещения пенсионных накоплений «молчунов» государственной управляющей компанией, функцию которой выполняет ВЭБ.РФ, составила 8,7%, а по портфелю госбумаг – около 12%. При этом стоимость чистых активов в расширенном портфеле ВЭБа (в нем находятся средства большинства «молчунов») составляет 1,8 трлн руб. Доходы от размещения средств пенсионных накоплений «молчунов» по итогам 2019 года составили 146,8 млрд руб.
Эксперты разошлись во мнениях, удастся ли «Автодору» привлечь пенсионные накопления через «вечные» облигации. Управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах сказал «НГ», что длинные инфраструктурные облигации – это традиционный объект вложения пенсионных денег и «молчунов», и тех, кто выбрал негосударственный пенсионный фонд. По его мнению, «Автодор» – эмитент, вполне отвечающий требованиям к таким бумагам. «Говорить о дополнительных рисках для будущих пенсионеров в данном контексте не стоит – проблемы есть в дизайне системы, а не в конкретной инвестиции, пусть и крупной», – считает Табах.
Аналитик компании «Финам» Алексей Коренев сомневается, что облигации «Автодора» будут пользоваться таким же успехом, как «вечные» бумаги РЖД. «В отличие от РЖД, у которых есть четкая программа развития, а показатели погрузки регулярно публикуются, «Автодор» даже не сформулировал, какая сумма и на какие проекты ему точно нужна. Эффективность его работы вызывает много вопросов. И трудно представить, что частные инвесторы будут готовы вкладываться в облигации проекта, у которого нет конкретики, – считает эксперт. – Инвесторы вряд ли рискнут вложиться в бумаги «Автодора» под 6,6%, в лучшем случае это будут 10%. И даже если на таких условиях вложатся ВЭБ или госбанки, им трудно будет возвращать свои деньги, так как платные дороги окупаются долго».
Участок ЦКАД, который с такой помпой сдавали в понедельник, строится на основании долгосрочного инвестиционного соглашения, подписанного в далеком декабре 2014 года. Частные инвестиции составляют около 10% от общих вложений в 47,9 млрд руб., а срок реализации соглашения – 24 года.
«Большинство облигаций размещаются на фондовой бирже, как правило, это Московская биржа, где их может приобрести любой желающий. Ставка по таким бумагам будет выше вклада в банке на 1,5–2%, продать их можно в любой момент, получив некоторый купонный доход за время, пока облигация находилась в собственности инвестора. Поэтому ничего странного в размещении ценных бумаг для финансирования определенных проектов нет, даже если проекты эти – государственные и инфраструктурные. Их могут выкупать банки, инвестиционные компании, физические лица, управляющие компании. Поэтому в том, что средства от взносов на накопительные пенсии консервативно инвестируются, абсолютно ничего плохого нет», – сказал «НГ» эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
Ничего страшного в инвестировании пенсионных средств в облигации крупных компаний, которые, в свою очередь, инвестируют вырученные средства в крупные инфраструктурные проекты, нет, считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Кроме того, пенсионная система РФ, как напомнил эксперт, является дотационной: «Если денег на выплату пенсий будет не хватать, то правительство будет покрывать дефицит».
комментарии(0)