Первому вице-премьеру Андрею Белоусову предстоит серьезная работа по концептуальной пересборке нацпроектов. Фото РИА Новости |
На заседании правительства в четверг премьер-министр Михаил Мишустин поручил своему заместителю Андрею Белоусову проконтролировать, чтобы все необходимые изменения, объявленные во вторник президентом Владимиром Путиным, были соответствующим образом внесены в нацпроекты.
«Наши базовые ориентиры остаются неизменными, – сообщил во время обращения к гражданам президент. – Но нам предстоит уточнить параметры, сроки и приоритеты национальных проектов, погрузить, интегрировать в них меры Общенационального плана действий по восстановлению экономики и, конечно, заложить под них необходимые финансовые средства». «Уже сейчас, в рамках нового бюджетного цикла, прошу правительство предусмотреть увеличение доли эффективных расходов на здравоохранение и образование», – добавил Путин.
Что примечательно, делать все это нужно в условиях сохранения бюджетного правила (см. «НГ» от 23.06.20). И это важное уточнение, потому что бюджетное правило накладывает свои ограничения на формирование расходов. «Мы открыли все «шлюзы» на фискальной стороне за последние пару месяцев, чтобы поддержать экономику и людей, которые не смогли обеспечивать себя из-за коронавируса. Но все эти меры временные. Так называемая проблема 1 июля стоит перед нами в полный рост, потому что большинство этих мер будет отменено с 1 июля, – сообщил ранее замглавы Минфина Алексей Моисеев. – Мы намерены вернуться к бюджетному правилу к 2022 году».
Более того, парадокс, но погружать в нацпроекты будут то, что частично само было «выгружено» из них же, и это уже наводило экспертов на мысль, что прорывные нацпроекты постепенно редуцируются до плана по выживанию (см. «НГ» от 10.06.20).
Ранее замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Александр Широв пояснял, что с некоторыми разделами Общенационального плана действий наблюдается примерно та же проблема, что и с нацпроектами, которые были сформированы из госпрограмм и не предполагали большого притока новых денег.
«Самый крупный раздел плана касается инвестиций в инфраструктуру. Большая часть этих расходов запланирована в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Только теперь мы ясно видим некоторое перераспределение объемов финансирования в сторону 2020–2021 годов из последующих периодов. А значит, при таком формировании дополнительного эффекта от его реализации будет немного», – пояснял Широв (см. «НГ» от 21.06.20). Счетная палата (СП) ведет мониторинг по достижению обозначенных президентом в майском указе – 2018 национальных целей развития, для достижения которых и были разработаны нацпроекты.
Например, по итогам прошлого года вместо устойчивого естественного роста численности населения фиксировалась убыль, вместо ускорения экономического роста было замедление, кардинального сокращения бедности не произошло, реальные доходы населения на тот момент стагнировали, не было заметно ускорения технологического развития страны. Движение в противоположном направлении от заявленных целей как раз и подтверждалось таким мониторингом аудиторов.
Сейчас на официальном сайте СП можно увидеть, что некоторые цели оказались в «красной зоне», по ним происходит ухудшение, а не улучшение: это касается динамики ВВП, доходов граждан, объемов экспорта. В том, что касается бедности, формально можно говорить о мизерном улучшении показателя (в 2019-м), «однако подобной динамики все еще недостаточно для достижения к 2024 году цели по снижению уровня бедности»: напомним, речь шла об уменьшении вдвое.
Причем аудиторы обратили внимание на то, что проблемы были до того, как страна ввела режим самоизоляции. «В первом квартале текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения вновь снизились, однако это еще не было следствием введения мер по самоизоляции. Во втором квартале следует ожидать более глубокого падения», – привели пример в СП. Точно так же и замедление ВВП в первом квартале нельзя объяснить «эффектом коронавирусного кризиса, поскольку основные ограничения в России были введены уже в апреле».
Да и сами нацпроекты некоторые профильные министры называли труднодостижимыми. Особенно запомнилась ситуация с жилищным строительством: отрасль провалила нацпроект еще до того, как он начал реализовываться, потому что даже условно плохое базовое значение не было достигнуто, что ставило под сомнение достижимость целевых показателей за следующие шесть лет (см. «НГ» от 28.01.19).
Не исключено, что теперь национальные цели станут проще и ближе «к земле». Возможно, все чаще мы будем слышать от чиновников о другом – об «общественно значимых результатах». Напомним, ранее Минэкономразвития (МЭР) предложило предусмотреть дополнительный параметр, учитывающий влияние реализации нацпроектов на достижение национальных целей. «Проектом постановления вводится критерий общественно значимых результатов, определяющих вехи федеральных проектов, в наибольшей степени влияющих на достижение результатов и показателей национальных проектов», – цитировало ТАСС документ ведомства.
«С одной стороны, снижение амбициозности целей развития понятно на фоне ухудшения конъюнктуры. В этих условиях трудно достичь целей, заявленных ранее. Но с другой стороны, ряд целей, содержавшихся в указе президента, позволял нашей стране сохранить уровень конкурентоспособности в мировой экономике. Особенно по показателям экономического развития и уровня жизни населения», – пояснил «НГ» Александр Широв.
Если главным побудительным мотивом к пересмотру послужили бюджетные ограничения, то возникают риски для экономического развития. «Как показывают содержание и методология создания Общенационального плана действий, перестройка национальных проектов может быть связана с переносом ряда инвестиционных проектов на более ранние сроки и концентрацией средств на тех направлениях, которые уже хорошо проработаны, – считает Широв. – Проблема в том, что общий вклад национальных проектов в формирование экономической динамики может снизиться».
О необходимости концептуальной пересборки нацпроектов ранее заявлял брат первого вице-премьера – руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов. В частности, как следовало из его объяснений, смыслообразующим ядром должно стать повышение производительности труда. При этом малый бизнес мог бы стать буфером, миссия которого – «впитывать» высвободившихся в ходе модернизации работников. Также в списке нацпроектов, по версии экономиста, не хватает еще одного отдельного проекта – «Профессиональное переобучение» (см. «НГ» от 31.05.20).
И действительно, в конце минувшей недели в ходе онлайн-совещания с президентом первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил о желании переформатировать курируемый им нацпроект «Повышение производительности труда», чтобы сделать его центром распространения цифровизации.
Как ранее пояснил в интервью ТАСС председатель СП Алексей Кудрин, Общенациональный план восстановления экономики «добавил примерно 430 млрд руб. поддержки на два года». Но, по мнению Кудрина, требуются «более сильные изменения в экономике: 2021 год нужно использовать для изменения структуры федерального бюджета, существенной поддержки малого и среднего бизнеса, снижения регуляторной нагрузки на предприятия».
«Думаю, мы увидим это больше в уточнении нацпроектов. Два-три месяца потребуется, чтобы представить обновленные нацпроекты, и там, я думаю, будет больше смелых системных структурных мер», – сообщил он в начале июня.
Счетная палата неоднократно указывала на недостатки нацпроектов, а именно: их неувязанность с национальными целями, избыточное количество показателей, которые невозможно отслеживать, и т.д., сообщили «НГ» в пресс-службе ведомства. «В этом смысле необходима приоритизация и фокусировка мер, заложенных в нацпроектах, разработка прозрачной и обоснованной логики достижения целей, – продолжили в ведомстве Кудрина. – Речь идет не об отказе от национальных целей, а об их «ревизии», пересмотре в новых условиях, концентрации внимания на критически важных аспектах и проблемах».
Как уточняется, «этот пересмотр должен быть не по старинке, не на глазок, а результатом доказательного анализа и экспертно-методологической работы». «Наш анализ и опросы экспертов показывают, что в фокусе внимания общества и государства наверняка останутся здравоохранение, госуправление, поддержание доходов населения, – сообщили в СП. – Но тут необходима дополнительная проработка. Сама идея привязки целей к четким, осязаемым и понятным для граждан результатам логична, но она должна быть обоснована с использованием инструментов доказательной политики».
Например, Счетная палата давно указывает на то, что в России недофинансированы сферы образования и здравоохранения. Но, как уточнили в СП, «не стоит тратить средства на те мероприятия и меры, эффект которых не обоснован и не доказан».
комментарии(0)