Обычный пользователь вряд ли отличит оттенок «серого» продавца в интернете. Фото Валерии Буровой
Чиновники и организованный отечественный бизнес пытаются изменить потребительские повадки россиян. Правда, усилия пока направляются не на расширение предложения своих товаров или каналов сбыта, а на ограничение доступности, как правило, тех же товаров, но на «незаорганизованных» торговых площадках.
Глава Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Сергей Катырин предложил Минпромторгу внести изменения в регулирование интернет-торговли. В частности, в ТПП предлагают блокировать аккаунты «серых» продавцов товаров и услуг в соцсетях при отсутствии верификации пользователя как физического лица и предпринимателя. Кроме того, предлагается отменить беспошлинный порог приобретения товаров для личного пользования и ввести сбор в размере 10% за приобретаемые товары вне зависимости от стоимости товара.
Напомним, что с 1 января 2020 года порог беспошлинного ввоза для россиян снизился до 200 евро и 31 кг за одну посылку. Если посылка, заказанная в иностранном интернет-магазине, стоит дороже этой суммы, покупатель должен оплатить 15% от суммы превышения, но не менее 2 евро за каждый килограмм перевеса.
Россияне все чаще пользуются удобствами интернет-торговли, и сидение по домам в коронавирусной изоляции здесь стало дополнительным стимулом. Продажи растут, однако не только на сайтах «официальных» интернет-гипермаркетов или так называемых маркетплейсах, типа отечественных «Яндекс-Маркета» или «Озона», не только у иностранных аналогов. В последнее время стали популярны покупки в специальных разделах соцсетей, где каждый желающий может заняться сбытом продукции, вплоть до своих поделок.
Объем рынка продаж в социальных сетях и мессенджерах на конец 2019 года составил 590 млрд руб., сообщил «НГ» председатель комитета по развитию электронной торговли ТПП Алексей Федоров. По его словам, в 2020 году из-за пандемии наблюдается скачкообразный рост, и, по предварительной оценке, за первое полугодие этот показатель составил 420 млрд руб.
Увеличение спроса на онлайн-покупки, как и все, на чем можно нажиться, привлекает мошенников, поясняет инициативу ТПП Федоров. «Если легальная компания открывает продажи в социальной сети, она берет на себя те же обязательства, что при розничной продаже или через интернет-магазин. В свою очередь, нелегальные продавцы не имеют кассового аппарата и не уплачивают налоги. Такая «предпринимательская деятельность» похожа на работу спекулянтов в 90-х. Это может создать проблемы конечному потребителю, который, выбирая товар по привлекательным ценам и положительным отзывам в социальных сетях, рискует потерять деньги вместе с некачественным товаром. При этом ответственность за товар плохого качества нелегальный продавец нести не будет. «Серые» продавцы продают все те же товары, что и «белые», у которых наибольшей популярностью пользуется покупка одежды, электронных приборов и инструментов, а также детской одежды», – говорит Федоров.
Сергей Катырин в комментарии для «НГ» подчеркнул: «Любая предпринимательская деятельность должна быть легальна и безопасна как для предпринимателя, так и для конечного потребителя. Задача государства – обеспечить эту легальность, дать предпринимателям возможность выбора формы управления предприятием и уплаты налогов. Уход продавцов в «серую» зону влечет негативные последствия для экономики. Рынок электронной торговли растет и требует актуальных форм законодательства».
В конце мая глава Минромторга Денис Мантуров проводил встречу с участниками российского рынка интернет-торговли в формате видео-конференц-связи. Тогда президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов рассказывал, что интернетом пользуются около 78% россиян, а доля электронной коммерции составляет 6% в общем обороте розничной торговли, внутренний рынок интернет-торговли в 2019 году показал рост на 25%, а в 2020 году ожидается увеличение этого показателя до 30%.
По данным исследования «Яндекс.Маркета» и компании GfK, проведенного в конце прошлого года, доля россиян, заказывающих товары онлайн, уже превысила 42%. В Москве 60% жителей покупают онлайн, не отстают жители других крупных городов (в интернет-магазины заходят 55%), даже в небольших городах эта цифра вполне серьезная – 40%.
Однако рост не такой уж гармоничный. На фоне падающих доходов россияне как в офлайне, так и в интернете ищут в первую очередь товары подешевле. Эксперты объясняют ситуацию усилиями граждан сохранить свой образ жизни прежде всего за счет использования более дешевых товаров и отказа от совершения крупных покупок. Дешевые «ларьки» в соцсетях являются одним из мощных каналов для сохранения этой стратегии. Если и тут будут вводиться ограничения, способов сэкономить станет еще меньше.
«Это очень плохая инициатива, и она далеко не отражает мнение большинства вовлеченного в этот процесс бизнеса», – так предложение ТПП прокомментировал для «НГ» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Эта инициатива – не про экономику, не про пользу для людей, которые должны сами выбирать, где и что покупать. Эта инициатива ведет к сокращению конкуренции, росту монополизма, а в конечном итоге – к сокращению выбора и увеличению стоимости. На выходе у таких инициатив везде и всегда – повышение цены и снижение качества доступных товаров», – считает он.
Покупки через соцсети выгоднее, так как продавцам там не надо оплачивать 20–30%, в которые обходятся услуги маркетплейсов за продвижение товара, логистику, сборы, пояснил Иванов. В соцсетях покупатель оплачивает только сам товар и доставку, что, по его словам, «конечно, не нравится конкурентам, но очень нравится покупателям, которые ищут товары подешевле». А спрос рождает предложение, и продавцы начинают использовать площадки в соцсетях, сейчас многие мигрируют, например, в Instagram. «Что касается возможности блокировки аккаунтов, то опыт с «разблокированным» недавно Telegram показал, как легко можно обходить такие блокировки», – отметил Иванов. Тем не менее, как сказал собеседник издания, государство в основном неплохо препятствует попыткам монополизации рынков, и он надеется, что так будет и в этот раз.
В пресс-службе Минпромторга "НГ" пояснили, что ведомство сформирует позицию по предложениям главы ТПП РФ "при их поступлении и после изучения соответствующей аргументации".
комментарии(0)