Объединение электросетевых активов может привести к росту затрат энергопотребителей. Фото со страницы «Россети Юг» в Twitter
"Сообщество потребителей энергии", объединяющее энергоемкие предприятия, обратилось в Минэкономразвития с просьбой инициировать проведение оценки регулирующего воздействия проекта постановления правительства о консолидации объектов электросетевого хозяйства. Документ содержит положения, которые могут привести к дополнительным расходам энергопотребителей, отмечают в ассоциации. Минэнерго, разработавшее проект, проигнорировало ранее сделанные властями поручения, считают в "Сообществе потребителей энергии".
Консолидация разрозненных распределительных сетей предусмотрена Стратегией развития электросетевого комплекса России, принятой в 2013 году. Слишком большое количество территориальных сетевых организаций (ТСО), согласно положениям Стратегии, приводит к усилению рисков в отношении работы электросетевого комплекса и неоптимальному распределению ресурсов, связанных с его эксплуатацией, поддержанием и развитием, а также к дестабилизирующему воздействию на тарифную систему. Предполагается, что консолидация повысит эффективность эксплуатации и управления ТСО.
На первом этапе путем введения квалификационных критериев для ТСО их количество было сокращено с более 3 тыс. до более 1,5 тыс. На втором этапе, рассчитанном до 2030 года, количество ТСО сократится примерно до 800 сетевых организаций. Это должно произойти, согласно положениям Стратегии, под воздействием экономических стимулов с внедрением инструментов сравнительного анализа затрат и усилением требований к качеству и надежности при тарифном регулировании, которые позволят выявить неконкурентные ТСО.
Документ допускает проведение консолидации на базе любой более эффективной компании. Главным претендентом на скупку активов считаются "Россети", которые уже контролируют три четверти распредсетей в стране. До сих пор "Россети" через свои дочерние и зависимые общества скупали независимые ТСО за счет собственной прибыли. Госкомпания предлагает включать такие затраты в инвестпрограммы и соответственно в тариф.
Такой подход вызвал сопротивление со стороны энергопотребителей, опасающихся, что он приведет к росту тарифов. По их мнению, консолидацию необходимо проводить за счет возникающей в ее процессе экономии, что логично следует из Стратегии развития электросетевого комплекса. "Экономия расходов и иные выгоды, возникающие вследствие объединения активов под одним управлением и повышения надежности энергоснабжения потребителей, должны позволять, как минимум, окупить расходы на соответствующее слияние и при этом снизить расходы общества на инфраструктуру в дальнейшем. В противном случае консолидация не имеет смысла", - заявляли в "Сообществе потребителей энергии".
Нет единства по этому вопросу и в органах власти. Например, в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) отмечали: включение затрат на консолидацию в инвестпрограммы и их учет в тарифах может привести к повторному учету уже сделанных инвестиций на создание приобретаемых активов и неоднократному включению в тарифы неограниченных средств на приобретение ТСО. Об этом говорится в прошлогоднем письме (копия есть в "НГ") руководителя ФАС Игоря Артемьева региональным органам власти в области тарифного регулирования, которое так и озаглавлено: "О невозможности учета в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства". В антимонопольном ведомстве предлагали проводить консолидацию за счет собственных средств регулируемых организаций, например, допэмиссии. В результате дискуссий на уровне руководства правительства в прошлом году была подчеркнута недопустимость роста тарифов в результате консолидации.
Наконец, недавно Минэнерго вынесло на обсуждение проект постановления правительства по вопросам консолидации электросетевых активов. В документе прямо допускается возможность не только включения затрат на консолидацию в инвестпрограммы и тарифы, но и итогового роста одноставочного котлового тарифа сверх пределов, определяемых регулятором. Такое допущение сделано для случаев приобретения "объектов электросетевого хозяйства, ранее не учитываемых при установлении регулируемых тарифов на услуги по передаче электроэнергии". Речь идет о сетях, лишенных или не имевших статуса ТСО (например, садоводческих, огороднических и дачных объединений). Как сообщал "Коммерсант" (15.06.20), в Минэнерго заверили, что "тарифы для потребителей необязательно вырастут", потому что "может быть произведена корректировка (перераспределение) выручки внутри "котла" между ТСО, учтен рост полезного отпуска, а также произведены иные корректировки". Это не отменяет факта: в проекте прямо прописана возможность увеличения тарифов сверх устанавливаемой государством планки.
"Предложения Минэнерго по консолидации сетей ведут к росту тарифов для потребителей электроэнергии. Ведомство игнорирует одновременно и запрет на превышение сетевых тарифов над предельными прогнозными значениями, и протокольные правительственные поручения, и принципы консолидации, определенные Стратегией развития электросетевого комплекса, - отмечает начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. - Ранее при рассмотрении этой инициативы в правительстве были даны поручения не допустить рост тарифов, а в качестве источника компенсации затрат на консолидацию определить экономию от сокращения операционных расходов. Соблюдение этих ограничений было бы достаточно, чтобы не допустить рост расходов потребителей и позволить снизить платежи за электроэнергию".
комментарии(0)