Российский Центробанк обещал резко снизить ключевую ставку еще в апреле. Фото Reuters
Банк России на заседании в пятницу продолжит решительное смягчение денежно-кредитной политики, сделав несколько «шагов» по снижению ключевой ставки, доведя ее с нынешних 5,5 сразу до 5, а то и 4,5%. В таких прогнозах снижения сходятся большинство экспертов. Тем более что председатель Центробанка Эльвира Набиуллина уже объявила о готовности к решительным действиям для поддержки экономики во время коронакризиса.
Российский Центробанк с начала года перешел к очевидному смягчению денежно-кредитной политики, и реальная ключевая ставка вот-вот опустится до 1% (см. «НГ» от 07.06.20). В апреле 2020 года ЦБ уже снизил ключевую ставку сразу на 50 базисных пунктов (обычный шаг – 25 таких пунктов) до 5,5% годовых. В этом же ключе действует и правительство, объявив меры поддержки бизнесу и населению в общей сложности на 5 трлн руб. Возможные новые четыре шага «вниз» от ЦБ аналитики также оценивают как позитивный сигнал для реального сектора экономики и некоторых категорий граждан, но переоценивать его они не советуют. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина обоснует очередное снижение ставки в пятницу на своей онлайн-пресс-конференции после заседания совета директоров Банка России по денежно-кредитной политике.
Снижение ставки, безусловно, позитивный шаг, но он не является в наших условиях ключевым фактором, драйвером для восстановления экономики, сказал «НГ» председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев: «Этот инструмент хорош, когда есть спрос, тогда удешевление денег дополнительно стимулирует его. А у нас после нескольких лет падения доходов населения произошло еще снижение спроса, остановка работы во многих отраслях в результате ограничительных мер из-за коронавируса. У многих заемщиков проблема не в том, чтобы взять новые кредиты, а необходимо закрыть старые».
По словам эксперта, в связи с этим шагом ЦБ вряд ли начнется сильный рост реального сектора экономики. «Возможно, будет некоторый рост по сравнению с апрелем-маем 2020 года, но в июне-июле нынешнего года ждать увеличения по сравнению с аналогичным периодом года прошлого не стоит. Падение в первую очередь затронет розничную торговлю, связанные с ней предприятия и сферу услуг, если им не удастся быстро выйти в нормальный режим работы.», – говорит он.
Самиев не исключил, что в первые летние месяцы, возможно, будет некоторый всплеск потребительской активности в связи с накопившимся отложенным спросом россиян. Я не исключаю, что из-за этого в один из ближайших месяцев статистика покажет нам даже рост по сравнению с прошлым годом, но затем будет откат и в лучшем случае медленное восстановление», – отметил эксперт.
Снижение ставки в некотором смысле поддержит российскую экономику, но не стоит преувеличивать значимость этого эффекта, сказал «НГ» доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. «В нынешних условиях у части компаний, которые попали в тяжелую ситуацию, недостаточно ресурсов для предоставления залога, какая бы ни была ставка, просто в силу их тяжелого положения банки скорее всего их кредитовать не будут, – поясняет эксперт. – Многие экономические субъекты в условиях явной неопределенности в принципе не рвутся наращивать кредитную нагрузку. Многие компании и физические лица, даже располагая средствами, не торопятся их тратить. В этих условиях само снижение ключевой ставки полезно, но ждать от него больших эффектов не приходится».
В подобных условиях снижение ставки с точки зрения стимулирующего воздействия на экономику почти бесполезно, считает эксперт. «Ни в одной из экономик, где есть отрицательные ставки, это не дало какого-то большого эффекта. Поэтому тратить этот ограниченный ресурс и положительную процентную ставку на стимуляцию в условиях, когда этот стимул совершенно бесполезен, на мой взгляд, нерационально», – говорит Хестанов. Он предлагает поддержать ключевые предприятия либо долгосрочными кредитами или грантами, а ставку использовать, когда в экономике явно наметится положительная динамика. «Тогда снижение ставки может реально способствовать ускорению экономического роста», – говорит эксперт.
Руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович считает, что снижение ключевой ставки окажет положительный эффект, однако для существенного роста кредитования реального сектора необходимо реализовывать комплексный подход, так как сохраняются и другие ограничения, например повышенные требования банков к заемщикам, использование в качестве залога ограниченного количества активов. «Потребительское кредитование также вырастет, но с учетом того, что реальные располагаемые доходы населения продолжают сокращаться и растет число безработных, увеличиваются и риски роста невозвратных кредитов, – сказала «НГ» Алехнович. – В этом случае стимулирование спроса посредством повышения доступности заемных средств должно сочетаться с ударными мерами правительства по поддержке предприятий, создающих рабочие места».
«Если оценивать меры поддержки в комплексе, то они оказались не слишком эффективными, – сказал «НГ» эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. – Две трети компаний, которые рассматривали варианты с получением помощи от государства, отказались от этой идеи из-за ее несвоевременности, бесполезности и бесконечных бюрократических барьеров. Снижение ключевой ставки как способ сделать деньги дешевле – неплохая инициатива, которая действительно окажет определенное влияние на бизнес. Но проблема в том, что 90% заявок на кредиты юридическим лицам без залога не одобряются банками. Поэтому не стоит воспринимать снижение ставки как панацею для бизнеса».
Снижение ключевой ставки ЦБ необходимо для удешевления кредитов в целях поддержания производства, потребительского спроса , которые резко сокращаются из-за пандемии. С этих позиций принципиально важно, что ожидаемое снижение намечается более сильным, чем ранее, сказал "НГ" главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
"Нужно уменьшить стоимость кредитования в целом в финансовой системе - это требование времени. Это облегчит и удешевит получение финансирования для вложений в экономику, стимулирования производства, его рентабельности. Это крайне необходимо для преодоления последствий падения экономики из-за пандемии и ограничительных мер", - говорит эксперт.Для населения, по его словам, это означает некоторое ослабление кредитного бремени, удешевление банковских кредитов, фактор замедления снижения реальных доходов. "Кроме того, снижение процента по кредитам – фактор повышения платёжеспособного спроса потребителей. Таким образом, поддержка экономики идёт и со стороны внутреннего спроса, и со стороны возможностей производства. Это не компенсирует полностью последствий пандемии, но поможет смягчить удар", - говорит Гойхман.
комментарии(0)