Велотренажеры пользовались повышенным спросом в период самоизоляции. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Предпочтения российских потребителей изменятся на ближайшие полтора-два года, прогнозирует «Ромир». Главным трендом станет экономия. Но и она изменится. По данным GfK, один из наиболее устойчивых трендов – покупка товаров без посредников, увеличивающих стоимость. Пандемия трансформирует потребительский спрос. Материальное положение граждан ухудшилось, в некоторых сегментах спрос обвалился, но есть и товары, пользующиеся рекордной популярностью. Потребительскими символами пандемии стали условные диван, тренажер и самокат.
В период кризиса, связанного с пандемией, сократить расходы были вынуждены 68% россиян. Примерно каждый четвертый готов сохранить уровень расходов неизменным.
И только 8% планируют тратить больше, чем до кризиса. Такие данные приводятся в исследовании компании IDF Eurasia, в основе которого всероссийский опрос почти 3,5 тыс. человек.
Одновременно с этим, несмотря на явное ухудшение материального положения многих потребителей, есть отдельные категории товаров и услуг, на которые россияне готовы увеличивать траты. «Так, 23% готовы потратить больше на товары для летнего отдыха для себя и детей (велосипеды, самокаты, батуты и пр.), 44% – на цифровые и телеком-услуги (домашний и мобильный интернет, подписки на онлайн-кинотеатры и пр.), 26% – на товары для спорта», – приводит ТАСС данные исследования.
Экономить же потребители намерены в основном на покупке новой одежды, мебели и техники (об этом сообщили более половины респондентов), еще 28% планируют уменьшить траты на продукты питания, а 15% – на отпуск.
Сейчас потребительский спрос переживает трансформацию: пока на одни категории товаров и услуг он катастрофически обваливался, на другие – увеличивался в разы. В месяцы самоизоляции особенной популярностью пользовалась категория товаров электроники: пользователи обустраивали удаленные рабочие и учебные места, сообщили «НГ» в пресс-службе «Авито». Помимо этого на десятки процентов увеличился спрос на спортивный инвентарь – от гантелей до беговых дорожек и велотренажеров. И одновременно с этим лидировал еще и такой поисковый запрос, как «диван», уточнили в пресс-службе.
С наступлением тепла интерес сместился в сторону велосипедов, также россияне активнее занялись ремонтом домов, квартир, благоустройством участков: спрос на стройматериалы, обогреватели, камины, замену окон вырос в разы по сравнению с прошлым годом.
«С началом пандемии наибольшим спросом начала пользоваться доставка товаров первой необходимости и продуктов питания. Появилась возможность доставлять лекарства, медицинские маски, антисептики, что также оказалось крайне востребованным. Клиенты стали чаще заказывать спортивные снаряды, тренажеры, товары для творчества, а перед дачным сезоном увеличилось количество посылок с саженцами», – подтвердила «НГ» директор по маркетингу СДЭК Ольга Сгибнева.
Также потребители инвестировали в свой отдых, досуг и хобби. По данным «Авито», «более чем в четыре раза вырос спрос на наборы для пейнтбола и страйкбола, в два раза больше запросов за последний месяц выявлено на товары для охоты и рыбалки, а также в два раза больше пользователей стали интересоваться приобретением роликов и скейтбордов. Любители расслабиться дома в три раза больше стали интересоваться компьютерными играми и в два раза больше музыкой и фильмами».
Как сообщили «НГ» в пресс-службе «Ромира», в мае наблюдался рост потребительского спроса на сигареты, крепкий алкоголь, кофе, чипсы и конфеты, а на шампуни, дезодоранты, фруктовые соки он сокращался. И несмотря на такой временный перекос в пользу не самого здорового питания, «Ромир» ожидает, что затем пандемия сместит внимание потребителей к теме здоровья, здорового питания.
«В категории «Товары длительного пользования» наибольшее падение отмечается в сегменте домашней электроники, а наименьшее – в сегменте «Велосипеды и самокаты», – уточнили исследователи.
В категории услуг, относящихся к сфере развлечений и путешествий, ожидаемо отмечается сильное падение. «В качестве основной причины (до 60% случаев) называются изоляция и страх заболеть, причем эта же причина указывается в отказе от пользования общественным транспортом по всей стране», – уточнили в холдинге. По данным за апрель, в среднем по России тратить на общественный транспорт меньше планировали 47% респондентов, на такси – 49%, а на каршеринг – 56%, перечислили в «Ромире».
Многие эксперты указали на противоречивые тенденции онлайн- и офлайн-торговли. С одной стороны, по данным холдинга, как только жизнь вернется в привычное русло, от 40 до 50% потребителей сократят объем онлайн-шопинга и только 10–15% россиян продолжат покупать онлайн, причем не только продукты питания. С другой стороны, по уточнению специалистов холдинга, «онлайн явно останется одним из наиболее успешных каналов продаж и после пандемии, при этом ожидается, что для подогревания интереса потребителей будет предлагаться больше скидок и промоакций».
«После пандемии и потребители, и рынок изменятся. За это время в сфере электронной коммерции появились новые игроки, увеличились объемы доставки. Конечно, часть потребителей вернется в офлайн, но кто-то оценит формат онлайн-шопинга», – ожидает Сгибнева.
По ее уточнению, до пандемии обычно потребители, пользующиеся услугами доставки онлайн-заказов, предпочитали забирать посылки самостоятельно из пунктов выдачи, но с началом режима самоизоляции на 10% увеличился спрос на курьерскую доставку. Ключевым фактором при этом становилось наличие услуги бесконтактной курьерской доставки. «Эксперты прогнозируют, что эта услуга будет оставаться востребованной и в дальнейшем, особенно среди людей, предпочитающих сокращать социальные контакты», – добавила Сгибнева.
«Потребитель ищет баланс между удобством покупок в магазине и безопасностью шопинга в интернете», – сообщается в исследовании «Навигатор отрасли» о российском ретейле (подготовлено проектным офисом отраслевой аналитики, созданном аналитическим агентством Prognosis). В долгосрочной перспективе уровень доверия к онлайн-покупкам продолжит расти, особые требования будут предъявляться к безопасности. И одновременно с этим, как уточняется в исследовании, одним из трендов российского ретейла в период пандемии стал переход онлайна в офлайн: крупнейшие онлайн-ретейлеры «ищут небольшие торговые площади в местах с высоким трафиком, в том числе в центре города».
И самое главное, как сообщает «Ромир», сейчас мы наблюдаем долгосрочный тренд изменения потребительских предпочтений, который, судя по статистике предыдущих кризисов, продлится примерно полтора-два года: тенденция к экономии только начинает усиливаться, и она будет нарастать в ближайшее время. Это значит, что все большим спросом будут пользоваться товары низкого ценового сегмента, все больше покупок будет совершаться по промоакциям.
Как один из способов сэкономить, в частности, рассматривается покупка товаров напрямую у производителя без посредников. «Тренд на дезинтермедиацию – исключение посредников из цепочки создания добавленной стоимости для создания дополнительной ценности потребителю – один из самых устойчивых. Ранее этот тренд мы оценивали как среднесрочный, но, кажется, карантин помог ему выиграть пару лет, – сообщают эксперты GfK. – Уже в ближайшее время мы увидим новое развитие ретейл-канала «от производителя», но уже в онлайне».
комментарии(0)