0
4108
Газета Экономика Печатная версия

18.06.2020 20:23:00

Диван, тренажер и самокат стали потребительскими символами пандемии

В ближайшие два года россияне начнут еще больше экономить на покупке товаров

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, здоровье, самоизоляция, карантин, потребительский спрос, экономия

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, здоровье, самоизоляция, карантин, потребительский спрос, экономия Велотренажеры пользовались повышенным спросом в период самоизоляции. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Предпочтения российских потребителей изменятся на ближайшие полтора-два года, прогнозирует «Ромир». Главным трендом станет экономия. Но и она изменится. По данным GfK, один из наиболее устойчивых трендов – покупка товаров без посредников, увеличивающих стоимость. Пандемия трансформирует потребительский спрос. Материальное положение граждан ухудшилось, в некоторых сегментах спрос обвалился, но есть и товары, пользующиеся рекордной популярностью. Потребительскими символами пандемии стали условные диван, тренажер и самокат.

В период кризиса, связанного с пандемией, сократить расходы были вынуждены 68% россиян. Примерно каждый четвертый готов сохранить уровень расходов неизменным.

И только 8% планируют тратить больше, чем до кризиса. Такие данные приводятся в исследовании компании IDF Eurasia, в основе которого всероссийский опрос почти 3,5 тыс. человек.

Одновременно с этим, несмотря на явное ухудшение материального положения многих потребителей, есть отдельные категории товаров и услуг, на которые россияне готовы увеличивать траты. «Так, 23% готовы потратить больше на товары для летнего отдыха для себя и детей (велосипеды, самокаты, батуты и пр.), 44% – на цифровые и телеком-услуги (домашний и мобильный интернет, подписки на онлайн-кинотеатры и пр.), 26% – на товары для спорта», – приводит ТАСС данные исследования.

Экономить же потребители намерены в основном на покупке новой одежды, мебели и техники (об этом сообщили более половины респондентов), еще 28% планируют уменьшить траты на продукты питания, а 15% – на отпуск.

Сейчас потребительский спрос переживает трансформацию: пока на одни категории товаров и услуг он катастрофически обваливался, на другие – увеличивался в разы. В месяцы самоизоляции особенной популярностью пользовалась категория товаров электроники: пользователи обустраивали удаленные рабочие и учебные места, сообщили «НГ» в пресс-службе «Авито». Помимо этого на десятки процентов увеличился спрос на спортивный инвентарь – от гантелей до беговых дорожек и велотренажеров. И одновременно с этим лидировал еще и такой поисковый запрос, как «диван», уточнили в пресс-службе.

С наступлением тепла интерес сместился в сторону велосипедов, также россияне активнее занялись ремонтом домов, квартир, благоустройством участков: спрос на стройматериалы, обогреватели, камины, замену окон вырос в разы по сравнению с прошлым годом.

«С началом пандемии наибольшим спросом начала пользоваться доставка товаров первой необходимости и продуктов питания. Появилась возможность доставлять лекарства, медицинские маски, антисептики, что также оказалось крайне востребованным. Клиенты стали чаще заказывать спортивные снаряды, тренажеры, товары для творчества, а перед дачным сезоном увеличилось количество посылок с саженцами», – подтвердила «НГ» директор по маркетингу СДЭК Ольга Сгибнева.

Также потребители инвестировали в свой отдых, досуг и хобби. По данным «Авито», «более чем в четыре раза вырос спрос на наборы для пейнтбола и страйкбола, в два раза больше запросов за последний месяц выявлено на товары для охоты и рыбалки, а также в два раза больше пользователей стали интересоваться приобретением роликов и скейтбордов. Любители расслабиться дома в три раза больше стали интересоваться компьютерными играми и в два раза больше музыкой и фильмами».

Как сообщили «НГ» в пресс-службе «Ромира», в мае наблюдался рост потребительского спроса на сигареты, крепкий алкоголь, кофе, чипсы и конфеты, а на шампуни, дезодоранты, фруктовые соки он сокращался. И несмотря на такой временный перекос в пользу не самого здорового питания, «Ромир» ожидает, что затем пандемия сместит внимание потребителей к теме здоровья, здорового питания.

«В категории «Товары длительного пользования» наибольшее падение отмечается в сегменте домашней электроники, а наименьшее – в сегменте «Велосипеды и самокаты», – уточнили исследователи.

В категории услуг, относящихся к сфере развлечений и путешествий, ожидаемо отмечается сильное падение. «В качестве основной причины (до 60% случаев) называются изоляция и страх заболеть, причем эта же причина указывается в отказе от пользования общественным транспортом по всей стране», – уточнили в холдинге. По данным за апрель, в среднем по России тратить на общественный транспорт меньше планировали 47% респондентов, на такси – 49%, а на каршеринг – 56%, перечислили в «Ромире».

Многие эксперты указали на противоречивые тенденции онлайн- и офлайн-торговли. С одной стороны, по данным холдинга, как только жизнь вернется в привычное русло, от 40 до 50% потребителей сократят объем онлайн-шопинга и только 10–15% россиян продолжат покупать онлайн, причем не только продукты питания. С другой стороны, по уточнению специалистов холдинга, «онлайн явно останется одним из наиболее успешных каналов продаж и после пандемии, при этом ожидается, что для подогревания интереса потребителей будет предлагаться больше скидок и промоакций».

«После пандемии и потребители, и рынок изменятся. За это время в сфере электронной коммерции появились новые игроки, увеличились объемы доставки. Конечно, часть потребителей вернется в офлайн, но кто-то оценит формат онлайн-шопинга», – ожидает Сгибнева.

По ее уточнению, до пандемии обычно потребители, пользующиеся услугами доставки онлайн-заказов, предпочитали забирать посылки самостоятельно из пунктов выдачи, но с началом режима самоизоляции на 10% увеличился спрос на курьерскую доставку. Ключевым фактором при этом становилось наличие услуги бесконтактной курьерской доставки. «Эксперты прогнозируют, что эта услуга будет оставаться востребованной и в дальнейшем, особенно среди людей, предпочитающих сокращать социальные контакты», – добавила Сгибнева.

«Потребитель ищет баланс между удобством покупок в магазине и безопасностью шопинга в интернете», – сообщается в исследовании «Навигатор отрасли» о российском ретейле (подготовлено проектным офисом отраслевой аналитики, созданном аналитическим агентством Prognosis). В долгосрочной перспективе уровень доверия к онлайн-покупкам продолжит расти, особые требования будут предъявляться к безопасности. И одновременно с этим, как уточняется в исследовании, одним из трендов российского ретейла в период пандемии стал переход онлайна в офлайн: крупнейшие онлайн-ретейлеры «ищут небольшие торговые площади в местах с высоким трафиком, в том числе в центре города».

И самое главное, как сообщает «Ромир», сейчас мы наблюдаем долгосрочный тренд изменения потребительских предпочтений, который, судя по статистике предыдущих кризисов, продлится примерно полтора-два года: тенденция к экономии только начинает усиливаться, и она будет нарастать в ближайшее время. Это значит, что все большим спросом будут пользоваться товары низкого ценового сегмента, все больше покупок будет совершаться по промоакциям.

Как один из способов сэкономить, в частности, рассматривается покупка товаров напрямую у производителя без посредников. «Тренд на дезинтермедиацию – исключение посредников из цепочки создания добавленной стоимости для создания дополнительной ценности потребителю – один из самых устойчивых. Ранее этот тренд мы оценивали как среднесрочный, но, кажется, карантин помог ему выиграть пару лет, – сообщают эксперты GfK. – Уже в ближайшее время мы увидим новое развитие ретейл-канала «от производителя», но уже в онлайне». 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
8505
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
7935
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2451
Ксенотрасплантологи «подсунули» пациенту нужный иммунитет

Ксенотрасплантологи «подсунули» пациенту нужный иммунитет

Игорь Лалаянц

0
8181

Другие новости