0
6605
Газета Экономика Печатная версия

17.06.2020 19:58:00

В Датском королевстве решают, быть или не быть "Северному потоку – 2"

Страховка трубоукладчика может стать новым препятствием для реализации проекта

Тэги: газпром, северный поток 2, американские санкции, страховка, дания

Все статьи по теме "Санкционные войны"

газпром, северный поток 2, американские санкции, страховка, дания Министр энергетики Александр Новак считает, что санкции США против «Северного потока – 2» отнюдь не помогают восстанавливать мировую экономику. Фото РИА Новости

«Газпром», возможно, сам оттягивал начало достройки магистрального газопровода в Германию, так как конъюнктура для него в последние месяцы складывалась крайне неблагоприятно. Угроза новых американских санкций, под которые могут попасть не только компании 12 европейских стран, но и еврочиновники, возможно, ускорит процесс, но эксперты «НГ» не исключают переноса сроков завершения «Северного потока – 2».

У России есть все для начала достройки газопровода «Северный поток – 2» (СП-2), но остаются формальные препятствия. Для строительства есть подходящее судно – трубоукладчик «Академик Черский», который по законам детективного жанра с прикрытием несколько месяцев пробирался с Дальнего Востока в немецкий порт Мукран, где расположился логистический центр стройки (см. «НГ» от 11.05.20). Там же лежат трубы для будущего газопровода. Еще в октябре было получено окончательное разрешение от властей Дании на укладку в их территориальных водах. Есть обозначенные главой «Газпрома» Алексеем Миллером и подтвержденные руководством страны сроки окончания строительства – не позже первого квартала 2021 года. Но с декабря, после того как швейцарская Allseas из-за американских санкций увела с трассы два своих корабля, стройка стоит. Строители говорят, что работы завершены уже на 97%. До немецкого берега осталось проложить всего 160 км труб.

К очередной отсрочке, очевидно, приведет просьба оператора СП-2, компании Nord Stream 2, к властям Дании внести изменение в полученное разрешение на строительство, так как в нем указано четкое требование использовать суда, которые стоят над точкой укладки благодаря не якорям, а системе дистанционного позиционирования, которая ориентируется по спутникам и, включая систему двигателей, держит судно в одной точке. У судов Allseas такая система была, у «Академика Черского», уверяют эксперты, она есть. Значит, новый запрос нужен для «легализации» второго российского трубоукладчика, баржи «Фортуна», которая держится за дно благодаря своим 12 якорям. Но она стоит в Мукране уже очень давно, почему нельзя было подать такую заявку раньше – не вполне понятно.

Возможно, «Газпром» не торопится с вводом в строй нового трубопровода на фоне исторического падения спроса на его традиционных рынках, не стимулируют к быстрому развитию и низкие цены. Поставки на общеевропейский рынок, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), снизились в первом квартале на 24,2%, а в Германию – на 45%. Перед глазами и пример запущенного в январе «Турецкого потока» – в марте Турция импортировала на 70% меньше российского газа, чем годом ранее, «Газпром» с первого места на этом рынке скатился на пятое (см. «НГ» от 08.06.20).

Агентство Bloomberg со ссылкой на датское агентство по охране окружающей среды написало, что в Дании решение по новой заявке могут принять в ближайшие месяцы (напомним, что Дания два года тянула с выдачей разрешений). Впрочем, в среду в Датском энергетическом агентстве сообщили Интерфаксу, что решение по заявке Nord Stream 2 будет принято в течение четырех недель. Вопрос только в том, будет ли оно положительным.

В Nord Stream 2 подчеркивают, что суда с якорным позиционированием успешно применялись раньше при строительстве датского участка газопровода «Северный поток», а также «Северного потока – 2» в водах Германии. Известно также, что в январе и мае 2020 года датский участок трассы СП-2 рядом с юго-восточной частью острова Борнхольм тщательно изучило исследовательское судно Stril Explorer. Такое внимание объясняется тем, что на дне Балтийского моря лежит свыше 250 тыс. т боеприпасов, затопленных после окончания Второй мировой войны. В частности, в районе Борнхольма в 1947 году союзники захоронили 30 тыс. т химических боеприпасов вермахта.

123-4-1350.jpg
Российским трубоукладчикам нужны
дополнительные разрешения от датских
властей.  Фото с сайта www.gazprom.ru
Ускорителем процессов на стройке могут стать объявленные в начале июня проекты о введении в США новых санкций. Они же могут если не остановить полностью достройку, то отложить ее на неопределенный срок. Подготовленный сенаторами США законопроект предполагает расширение декабрьских санкций уже не только на суда, ведущие укладку труб. Под санкции могут попасть страховщики, портовые и другие вовлеченные в проект компании. Причем ограничения сенаторы предложили ввести в силу задним числом, с декабря прошлого года.

Исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс предупредил, что под экстерриториальными санкциями США могут оказаться фирмы из 12 европейских стран. «Планируются запреты на въезд в США, аресты счетов, отказ в размещении заказов», – цитирует его немецкое издание DW. Глава комитета Бундестага ФРГ по энергетике Клаус Эрнст обратил внимание на то, что санкции могут ударить не только по бизнесменам, но и по госчиновникам, которым, например, после завершения работ по сооружению самого газопровода предстояло бы провести процедуру сертификации и выдать разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию. Такую процедуру, говорят осведомленные источники DW, могло бы взять на себя соответствующее государственное ведомство в Норвегии, которое, однако, наверняка не захочет рисковать отношениями с США. От себя добавим, что по формальному признаку не исключено, что под санкции могут попасть и датские чиновники, которым предстоит решить судьбу новой заявки Nord Stream 2. Эрнст призвал серьезно противостоять санкциям, перестать «кидаться ватными шариками», а, например, ввести ответные санкции против американского сжиженного природного газа.

Обсуждаемые санкции США против «Северного потока – 2» не способствуют налаживанию ситуации в мировой энергетике и негативно влияют на совместную работу по восстановлению мировой экономики, заявил в среду министр энергетики России Александр Новак во время онлайн-конференции «COVID-19: ускорить переход к энергетике будущего для всех». «К сожалению, протекционистские меры сохранились даже в период кризиса. Это, на мой взгляд, не совсем позитивно играет для того, чтобы вместе принимать усилия по восстановлению мировой экономики, по развитию рыночных инструментов», – сказал он.

Эксперты «НГ» не исключают, что заявленные ранее властями России сроки окончания строительства СП-2 будут перенесены, однако сценарий, при котором несколько тысяч километров труб будут брошены на дне моря, они не рассматривают.

Проект, который построен более чем на 90%, конечно, не бросят, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «В трубопровод инвестированы огромные средства, их надо отдавать, а отдать можно, запустив газопровод, продавая топливо, получая за него выручку», – поясняет эксперт. При этом он не исключает задержки с вводом в эксплуатацию: «Горячки с поставками в Европу сейчас нет, ранее заявленные сроки окончания строительства вполне могут быть сдвинуты».

Вариант полного отказа от проекта с учетом уже сделанных вложений и положительной позиции Германии маловероятен, а вот задержка возможна, сказал «НГ» эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Сроки пока прежние, названные Путиным – то есть первый квартал 2021 года. Для проекта, рассчитанного на десятилетия работы, конкретный срок запуска не так важен, – говорит эксперт. – Тем более когда есть действующий контракт на транзит с Украиной».

По мнению Митраховича, Дания может придраться не только к «Фортуне», но и к страховке для «Академика Черского». «Датчане пока требуют западного страховщика, а западные страховщики опасаются санкций. Дания может использовать и аргументы природоохранного характера (нерест трески) во второй половине лета для дополнительного торможения проекта», – поясняет эксперт.

У СП-2 много интересантов в Европе, включая кредиторов проекта, поставщиков труб, различных услуг для проекта, в особенности властей и различного бизнеса ФРГ, а также в значительной степени Чехии. Поэтому в конечном счете велики шансы, что удастся и достроить СП-2, и добиться возможности его заполнения на полную или почти полную мощность, говорит Митрахович. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Европа объявляет новые требования для судоходства на Балтике

Европа объявляет новые требования для судоходства на Балтике

Михаил Сергеев

Российский флот проводит учения в Ла-Манше, через который проходят подсанкционные танкеры

0
1471
Об обманутых ожиданиях от покупок через интернет

Об обманутых ожиданиях от покупок через интернет

Алла Перовская

О трудностях выбора, движении и книгах

0
2876
Киев оставит без электричества Молдавию и Одесскую область

Киев оставит без электричества Молдавию и Одесскую область

Светлана Гамова

Приднестровье ввело чрезвычайное положение в экономике

0
8808
Читать или смотреть. Бумажный инструмент познания мира остается самым эффективным

Читать или смотреть. Бумажный инструмент познания мира остается самым эффективным

Игорь Харичев

Надежда Алексеева

0
11692

Другие новости