Среди детских игрушек часто встречается контрафакт. Фото РИА Новости
С 1 июля в РФ не только производители шуб, но и лекарств, обуви, сигарет будут обязаны маркировать свою продукцию. Так власти надеются побороть рынок контрафактной продукции. Однако во время кризиса после многолетнего падения доходов интерес граждан к более дешевым серым товарам возрастает, предупреждают эксперты.
Оборот непродовольственной контрафактной продукции в РФ по итогам прошлого года составил около 5,2 трлн руб., подсчитали в аналитическом Тиар-Центре на основе данных Роспотребнадзора и Росстата. Это сопоставимо с 4,7% ВВП страны. Наиболее подделываемые товары – детские игрушки (около 35%), одежда и обувь (29%), потребительская электроника и аксессуары, включая смартфоны, зарядки, чехлы (17,5%), батарейки (15%), бытовая химия (12,5%) и парфюмерия (10%).
В целом же почти 30% непродовольственных товаров повседневного спроса, реализуемых в России, оказываются контрафактными, сообщают аналитики.
Эксперты замечают: в зоне риска – с большей вероятностью брендовые товары, а также продукция, которая относительно легко подделывается. «Например, в сегменте электроники практически не подделывают холодильники, зато рынок наушников, колонок и аккумуляторов страдает от контрафакта», – говорят в аналитическом центре.
«Наличие высокой доли незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте промышленной продукции не только не стимулирует заинтересованности добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики, соблюдать стандарты качества, но и наносит колоссальные потери бюджетной системе РФ в виде недополученных таможенных и налоговых платежей», – замечают в компании. По их подсчетам, только объем недополученного бюджетом НДС составляет около 533 млрд руб. в год.
Примечательно, что основными каналами распространения серой продукции в РФ оказываются оптовые рынки, торговые центры, а также онлайн-торговля. «Контрафакт распределился по этим каналам примерно одинаково: на каждый из них приходится около трети всего рынка контрафактных товаров повседневного спроса», – сообщается в исследовании центра. При этом важно понимать, продолжают аналитики, что рынки выступают также в качестве каналов оптовой реализации контрафакта: отсюда поставляется значительная часть товаров для «островков» и интернет-магазинов.
Между тем что касается онлайн-торговли, пишут исследователи, то она проходит как через «классические» интернет-магазины, так и социальные сети и маркетплейсы. Этот сегмент эксперты называют самым быстрорастущим. На дальнейший его рост также повлияли режим самоизоляции и недоступность традиционных магазинов. В итоге до 70% приобретаемой в интернет-магазинах техники – либо контрафактная, либо завезенная в рамках параллельного импорта, говорят в компании.
К слову, проблему контрафактной и фальсифицированной продукции признают и российские власти. Так, ранее глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщал, что доля фальсифицированных продуктов на рынке РФ достигает 20%. При этом долю фальсификата молочной продукции оценивали в 25% рынка, рыбной – около 50% (см. «НГ» от 21.02.18).
Решить проблему серой продукции чиновники надеются с помощью дальнейшего расширения ассортимента продукции, которую в обязательном порядке будет необходимо маркировать. «Наиболее эффективное оружие борьбы с нелегальным оборотом – система прослеживаемости товара», – подчеркивал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, выступая в Госдуме на прошлой неделе. Он также напомнил, что пока в обязательном порядке маркируются две товарные группы: изделия из натурального меха и лекарства для семи нозологий. Уже с июля к ним добавятся все лекарства, а также табачная продукция и обувь. «Мы продолжим поэтапно наращивать номенклатуру маркируемой продукции, выдавливая с рынка контрафакт», – пообещал министр.
Так, согласно постановлению правительства, с 1 июля 2020 года производство, импорт, оптовая и розничная продажа обуви, табачной продукции и лекарств без маркировки в России станет невозможной. С этой даты также обязательна передача сведений о движении товара в систему «Честный знак».
По подсчетам Центра развития перспективных технологий (ЦПРТ, оператор системы маркировки), вклад маркировки в экономику РФ может составить 1,2% ВВП за счет сокращения незаконного оборота. «Более 360 млрд руб. государство получит за счет роста налоговых поступлений и еще до 160 млрд – за счет роста эффективности контрольно-надзорной деятельности», – считают в ЦПРТ.
При этом эксперты сомневаются, что одной лишь маркировкой можно будет решить проблему серой продукции. «Маркировка не отменит действующую систему распространения контрафакта. Она лишь увеличит стоимость легальной продукции (на 3–15% в зависимости от категории). В результате контрафактные товары будут еще более привлекательными по цене», – считают в Тиар-Центре. И скорее всего стоит ожидать дальнейшего роста потребления контрафактной продукции. «Во-первых, это падение реальных доходов граждан, которое неизбежно приведет к смене структуры потребления. Доступность официальных брендов из среднего ценового сегмента снизится, особенно в части одежды и других товаров легкой промышленности», – полагает руководитель проекта Тиар-Центра Вячеслав Нечаев. И введение маркировки, по его мнению, еще больше подтолкнет потребителей к серому рынку. «Маркировка и связанные с ней новые технологические процессы приведут к дополнительному удорожанию официальных брендов. При этом продавцы контрафакта в рамках оптовых рынков будут находиться в преимущественном положении: их маркировка в ближайшее время не затронет. Они находятся в серой зоне, и их деятельность слабо контролируется проверяющими органами», – замечает эксперт.
«Интерес к брендам пока сохраняется, и прежде всего в мегаполисах. Но с углублением кризиса – а это будет происходить, и предпосылок обратного нет – спрос части населения переключится на более дешевые бренды и небрендированный товар», – говорит профессор Российского экономического университета им. Плеханова Вячеслав Чеглов.
При этом маркировка, являясь эффективным средством борьбы с такой продукцией, может в условиях кризиса дать и негативный эффект, продолжает глава офиса компании KRK Group Никита Рябинин. «С планомерным закручиванием гаек доля контрафакта станет меньше. Но, ограничивая доступ такой продукции, власти почти ничего не предлагают взамен, кроме завышенной стоимости аналогов», – отмечает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. По ее мнению, если бренды не будут торопиться переложить на плечи потребителя свои финансовые потери, спрос на их товары плавно выровняется. «Если же цены пойдут вверх, а предпосылки для этого уже видны, то покупательский интерес будет размытым, а продажи вялыми», – считает она.
«Тут еще очень многое зависит от конкретного потребителя. Есть люди, которые ни за что не станут курить дешевые сигареты или употреблять сомнительного происхождения спиртное», - рассуждает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Однако, продолжает он, значительная часть россиян, особенно в регионах, где доходы и без того невелики, весьма охотно потребляют контрабандную или контрафактную продукцию. «Ни для кого не секрет, что основной поток контрафакта идет в Россию из Белоруссии и Казахстана. И доля жителей тех областей, которые прилегают к границе с данными государствами, употребляющих контрабандную и контрафактную продукцию в разы больше. Вынудят ли их снизившиеся в результате пандемии и экономического кризиса доходы окончательно перейти на нелегальную продукцию, сказать стопроцентно невозможно. Но снижение уровня жизни заставит многих употреблять контрафактный товар, который заметно дешевле легальной продукции, в гораздо больших объемах. У многих попросту нет иного выхода», - считает эксперт.
Потребление контрафакта в новых условиях вырастет на 15-20% в течение следующих полутора лет, то есть до конца 2021 года, прогнозирует член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Борьба же государства с контрафактом посредством повсеместного введения маркировок, по его мнению, уместна в «мирное время», когда розничная торговля если и не растет, то хотя бы не падет. Маркировка же в любом случае перекладывает расходы на потребителя, для которого удорожание товара даже на 5-7% может стать решающим при выборе продавца.
«Я думаю, что не более 2-3% всех покупок контрафактной продукции совершается «от хорошей жизни», то есть подделок вещей, относящихся к премиальному сегменту (бижутерия, одежда, обувь, часы, аксессуары), в остальном - это вынужденный шаг, продиктованный либо стремлением сэкономить, либо банальной бедностью. Чем выше уровень бедности в стране, тем выше вероятность, что спрос на контрафакт будет расти ускоренными темпами», - рассуждает Алим Бишенов.
комментарии(1)
0
dlz 21:09 17.06.2020
Проблема в том ,что никто не знает ,что же такое "фальсифицированный товар". "Адыгейский сыр" из Брянска - это подделка или нет? Молочники с Северного Кавказа отвечают на этот вопрос единодушно. Но закон пока не на их стороне. "Роскачество" выдало перед Новым 2020 Годом рейтинг "лучших сортов шампанского", первое место в котором занял полусладкий пузыристый напиток. На стороне Роскачества - закон, но такой "рейтинг" вызовет лишь саркастистическую усмешку у любого ценителя вин.