Растущие выплаты «Россетей» акционерам могут свидетельствовать об избыточной тарифной нагрузке на потребителей. Фото с сайта www.rosseti.ru
1 июня на годовом собрании акционеров ПАО "Россети" было принято решение выплатить рекордные дивиденды. В общей сложности за 2019 год "Россети" планируют направить на дивиденды 23 млрд руб. с учетом промежуточных дивидендов в размере 5 млрд руб. за I квартал 2019 года. Учитывая, что без малого 90% акций компании принадлежит государству, практически все выплаты госмонополии поступят в казну, которая сейчас нуждается в ресурсах для поддержки экономики. Однако среди экспертов есть мнение, что дивиденды госкомпаний являются по сути квазиналогами, которые лучше оставлять экономике, сдерживая рост тарифов.
Акционеры "Россетей" одобрили выплату по итогам 2019 года дивидендов в размере 8,852 коп. на обыкновенную акцию, суммарно - 17,6 млрд руб., а также 18,93 коп. на привилегированную акцию, или 392,8 млн руб. В общей сложности за 2019 год компание планируют направить на дивиденды 23 млрд руб. с учетом промежуточных дивидендов в размере 5 млрд руб. за первый квартал 2019 года.
В последний раз до этого "Россети" выплачивали годовые дивиденды в 2017 году. Впрочем, тогда Павел Ливинский, едва заняв пост главы компании, заявил, что холдинг, наоборот, нужно освободить от выплаты дивидендов, что позволит компании отказаться от дополнительного повышения тарифов для потребителей. Но вскоре мнение топ-менеджера госмонополии изменилось. В 2018 году в интервью СМИ он заявил, что дивиденды нужно узаконить в тарифе.
Контролирующим акционером "Россетей" является государство в лице Росимущества, владеющего 88,04% долей в уставном капитале. Компания "Прогрессивные инвестиционные идеи" владеет 2,63% акций, Gazprom Finance - 1,28%.
Сейчас дивидендная политика "Россетей" предполагает выплаты акционерам в размере 50% чистой прибыли, скорректированной на ряд показателей. Для расчета дивидендов из нее вычитается "бумажная" прибыль, доля прибыли для финансовой поддержки "дочек", фактические инвестиции за счет прибыли и доля прибыли от доходов от техприсоединения новых потребителей.
В ближайшее время компания планирует обновить дивидендную политику, но ее общие очертания уже проглядываются. Государству невыгодно отказываться от таких источников бюджетных поступлений, как дивиденды госкомпаний, особенно в условиях снижения нефтегазовых доходов. Кроме этого, дивиденды рассматриваются как инструмент для наращивания капитализации госмонополии.
Эксперты сомневаются в эффективности такого подхода. "Если регулируемая госмонополия получает большую прибыль - это не заслуга ее менеджеров, а ошибка государства. Это означает, что тариф, который выписал государственный регулятор, является избыточным, и потребители в итоге переплачивают, несут повышенную тарифную нагрузку", - отмечает Валерий Дзюбенко, заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии".
Напомним, согласно отчетности, чистая прибыль "Россетей" по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2019 году составила 105,29 млрд руб., по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) - 135,24 млрд руб. Объем дивидендов "Россетей" зависит от чистой прибыли по РСБУ, при этом "Россети" не являются операционной компанией, и уровень выплачиваемых ими дивидендов напрямую зависит от величины чистой прибыли подконтрольных межрегиональных сетевых компаний (МРСК), на которые распространяются правила тарифного регулирования, объясняет методологию директор Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Сергей Сасим.
Тарифные последствия выплаты дивидендов могут зависеть от многих факторов, отмечает эксперт. "Вообще говоря, традиционная тарифная методология не предусматривает возможность прямого учета плановых дивидендных выплат при формировании необходимой валовой выручки сетевых организаций, - обращает внимание Сергей Сасим. - Чистая прибыль, отраженная по РСБУ, и чистая прибыль, учитываемая при установлении тарифов, не совпадают. Чистая прибыль, учитываемая в тарифах, как правило, носит целевой характер и служит источником финансирования утвержденных инвестиционных программ. Чистая прибыль по РСБУ отражает финансовые результаты организации по всем видам деятельности без привязки к регуляторному учету. Таким образом, финансовой основой дивидендных выплат фактически являются расходные статьи тарифной сметы. И в этой части дивидендная политика сетевых организаций может вступать в противоречие с правилами тарифообразования".
"Согласно традиционной логике органов тарифного регулирования, чистая прибыль, не предусмотренная тарифно-балансовым решением, может формироваться в результате экономии, достигнутой путем повышения эффективности операционной деятельности. В случае, если выплата дивидендов будет происходить на фоне снижения инвестиционных вложений, регулирующие органы могут учесть данный факт путем снижения плановой выручки сетевых компаний", - заметил эксперт.
У этого вопроса есть и еще один аспект. "На практике компании при формировании отчетности в составе чистой прибыли отражают перечисленные им от потребителей авансы за техприсоединение. Такой подход улучшает финансовые показатели и, соответственно, величину дивидендных выплат. При этом нивелирование риска увеличения дефицита средств на исполнение обязательств по заявкам на техприсоединение возможно на фоне роста таких заявок. Однако при снижении экономической активности объемы техприсоединения могут уменьшиться, что, в свою очередь, повысит вероятность нехватки средств на исполнение ранее поданных заявок", - предупреждает Сергей Сасим.
"Выплата дивидендов - лишь косвенный и далеко не самый надежный индикатор роста капитализации и финансового благополучия компании, - уверен Валерий Дзюбенко. - В случае же с госмонополией от высоких дивидендов выигрывают только миноритарии и, возможно, менеджмент, увеличивая свои личные доходы за счет стимулирующих опционных программ. Общество и государство от такого подхода только теряют, поскольку этот финансовый круговорот неэффективен, выкачивает ресурсы из экономики, теряя по дороге часть средств на различные бюрократические издержки. Отчеты госмонополии о рекордной прибыли и дивидендах перед руководством страны выглядят, по меньшей мере, странно: посмотрите, уважаемый президент, на сколько миллиардов мы нашей избыточной тарифной нагрузкой наказали свою собственную экономику".
Отдельный вопрос возникает в связи с тем, что решение о выплате рекордных дивидендов принято в кризисный для экономики период. Как в "Россетях" учитывают экономический спад и связанное с ним падение электропотребления, которые прогнозируются по итогам года на уровне минус 5%? "Планируются незначительные сокращения инвестпрограмм ПАО "Россети" и ПАО "ФСК ЕЭС", в большей степени связанные с падением объемов производства в смежных отраслях", - сообщает ТАСС со ссылкой на компанию. "Россети" совместно с Минэнерго России превентивно проработали сценарные условия корректировок инвестпрограмм группы компаний в зависимости от развития ситуации с платежами за электроэнергию, но говорить об их реализации на данный момент оснований нет, уточнили в группе. Возможно, в электросетевые тарифы на текущий год уже заложен избыток финансовой прочности, который оплачивают потребители?
Валерий Дзюбенко указывает на несвоевременность рекордных дивидендов. "Эта практика выглядит особенно цинично в период экономического спада - дивиденды госмонополий поступают в казну, а затем возвращаются в экономику в виде экономической помощи и поддержки. Но не проще ли просто снизить инфраструктурные тарифы и тем самым помочь экономике напрямую, без посредников? Помощь предприятиям нужна здесь и сейчас, и через снижение тарифов ее целевым образом получат именно те, кто, несмотря ни на что сохраняет производство и рабочие места и поэтому больше всего в ней нуждается", - отмечает Валерий Дзюбенко.
Сергей Сасим обращает внимание еще на один аспект: "На сегодняшний день нет понимания окончательных последствий пандемии коронавируса для электросетевого комплекса. Принятие решения по выплате столь высокого для компании объема дивидендов без такого понимания несет в себе риски существенных корректировок бизнес-планов сетевых компаний. При этом ПАО "Россети" активно продвигает ряд инициатив, направленных на повышение выручки своих дочерних и зависимых обществ (проект о дифференциации тарифов ФСК, введение платы за резерв мощности, долгосрочные регуляторные соглашения). Думаю, что подобная дивидендная практика повысит активность организации по лоббированию этих проектов, поскольку их принятие позволит подпитывать ожидания рынка относительно высокого уровня выплачиваемых дивидендов и снижать риски кризисных последствий за счет новых инструментов сбора выручки".
"Это в основном политические вещи, плюс желание руководства показать, что "Россети" - эффективная компания, что курс на консолидацию всего и вся в сетевом комплексе, уничтожение всякой конкуренции и всеобщий контроль - правильный, растет капитализация и т. п., - считает глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. - Текущее экономическое состояние страны, реальные проблемы в этом смысле никого особенно не интересуют - в отсутствие конкуренции с частными сетевыми компаниями, бенчмарки, с которой можно было бы сравнивать свои успехи, с искривленным донельзя учетом в экономике предприятия (прибыль формируется из инвестпрограммы, при этом основная ее часть приходится на ФСК) выплата дивидендов - это всего лишь сигнал вовне, не отражающий реальное состояние компании".
комментарии(0)