Введение отраслевых квот позволит поддержать отечественных производителей в кризис, уверяет вице-премьер Юрий Борисов. Фото с сайта www.council.gov.ru
Российские власти намерены изменить нынешнюю практику предпочтения иностранным поставщикам в госзакупках и закупках госкомпаний. В частности, предлагается установить квоты на закупки отечественных товаров. Очередной виток протекционистской политики может стать как благом для промышленности, так и второй версией импортозамещения с неочевидными результатами, считают эксперты.
«Практику предпочтения иностранным поставщикам в госзакупках и закупках госкомпаний нужно менять», – объявил премьер Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в четверг. Стимулировать закупать отечественные товары чиновники планируют с помощью введения обязательных квот на российскую продукцию. По мысли премьера, введение таких квот «дополнит меры поддержки отечественных производителей». Он также отметил, что ежегодно на закупки направляются триллионы рублей.
«Если на данный момент промышленность бегает за заказчиком, пытаясь выиграть хотя бы часть конкурсных процедур, то с введением отраслевых квот для российских производителей заказчики будут вынуждены ориентироваться на отечественное», – приводит Интерфакс пояснения аппарата вице-премьера РФ Юрия Борисова к рассмотрению этих поправок. Чиновники тут же уточняют: преференции российским производителям должны быть в тех отраслях, в которых Россия достигла определенного уровня компетенции по критерию цена/качество. «Правительство получит право устанавливать объемы закупок по отраслевому принципу. В ближайшее время законопроекты будут направлены в Государственную думу», – сообщил глава кабмина.
О необходимости увеличения доли закупок отечественных товаров ведомствами и госкомпаниями чиновники задумываются не впервые. В частности, тема нормирования госзакупок была инициирована Минпромторгом по поручению вице-премьера Борисова в феврале этого года. Тогда ведомство Дениса Мантурова подготовило поправки к закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предложение министерства состояло в том, что правительство будет утверждать минимальную долю и порядок госзакупок отечественных товаров и услуг от общего годового объема и сферы закупок. В свою очередь, заказчик должен будет ежегодно выполнять установленную для него минимальную долю закупок. В случае невыполнения заказчиком минимальной доли закупок он должен будет отчитываться о причинах невыполнения нормы.
Предполагалось, что в первую очередь под ограничения закупок подпадет радиоэлектроника: компьютеры, телекоммуникационное оборудование, серверы, системы хранения данных и пр.
По мнению чиновников, это поможет не только обезопасить российские компании от внешних рисков, но и выполнить поручение президента РФ Владимира Путина по загрузке оборонных заводов, которым предписано перейти на производство гражданской продукции в рамках конверсии. Напомним, российский лидер еще в 2016 году поручил предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) довести долю гражданской продукции до 30% к 2025 году и до 50% – к 2030-му.
Летом прошлого года ведомство Дениса Мантурова также готовило проект правительственного постановления, по которому для товаров российского производства предлагалось установить долю в закупках государственных заказчиков в размере не менее 30% от годового объема закупок в 2020 году и не менее 50% – в 2021 году. Тогда предложение не поддержали в Минфине и Федеральной антимонопольной службе.
Попытка российских властей уйти от импортной зависимости в целом понятна. В отдельных сегментах зависимость от импортной составляющей составляет почти 100%. «Доля зарубежного оборудования в объеме закупок госкомпаний – 95%, только 5%, по самым оптимистичным оценкам, приходится на отечественную высокотехнологичную продукцию», – говорили участники российского рынка.
Попытка решить проблему в духе Госплана СССР может обернуться дальнейшим отставанием российской промышленности, отмечает профессор РАНХиГС Людмила Пронина: «Концептуально законопроект подразумевает, что российские товары и оборудование лучше и что ничего страшного не будет, если мы иностранцев не допустим». Но так ли это?
Увеличение доли отечественных товаров при госзакупках – инициатива хорошая, так как в условиях кризиса нужна любая поддержка российских производителей, считает венчурный предприниматель Алексей Буянов. «Но при введении обязательных квот должны быть учтены особенности конкурентности в каждой отрасли, чтобы от этих нововведений не было больше вреда, чем пользы», – продолжает он. «Стоит проверить наличие аналогов на местном рынке, уточнить мнение представителей каждой области, чтобы понять, насколько отечественные производители в состоянии обеспечить выполнение тех или иных задач», – подчеркивает эксперт.
Подобная политика протекционизма, вероятно, позволит отдельным российским предприятиям пережить кризисные времена, но не изменит соотношение реального объема спроса на продукцию иностранных производителей, говорит член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. «Многие компании предпочитают закупать импортную продукцию, даже если она дороже российской, потому что ориентируются не на цену, а на соотношение цена/качество», – напоминает он.
В качестве ограниченности политики протекционизма он приводит в пример отечественное автомобилестроение. «Дотируемые государством производства так и не смогли за несколько десятилетий научиться делать качественные автомобили, способные конкурировать по цене с иномарками», – замечает Бишенов. По его мнению, субсидии и дотации, покрытие убытков развращают любое производство, делают его неэффективным. «И страдает в конечном счете потребитель, который вынужден платить повышенные таможенные пошлины за приобретаемую продукцию. Создаются и неэффективные рабочие места, и люди на таких производствах немотивированы», – отмечает он.
Необходимость создания дополнительных законодательных мер вызывает сомнение у заместителя заведующей лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Анны Золотаревой. «В России уже действует ряд протекционистских мер при госзакупках в отношении отечественных компаний. Например, в соответствии со статьей 14 (части 3 и 4.44-ФЗ правительством установлены запреты и ограничения на допуск некоторых видов товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок. А с 1 января 2017 года, согласно постановлению правительства РФ «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», действует приоритет для российских поставщиков, выражающейся в 15% преференции в отношении цены (за исключением закупок у единственного поставщика)», – объясняет она.
«В любом сегменте рынка закупок должен быть разумный предел и баланс. Можно сэкономить 10% в закупке и после пожалеть, поскольку на дополнительную настройку и постгарантийное обслуживание придется дополнительно вкладываться и терять время», - замечают в аналитическом центре «Альпари».
По мнению аналитика компании «Финам» Алексея Коренева, в текущей кризисной ситуации решение властей – во благо. «Пандемия поставила под удар отечественную промышленность, которая без стимулирующих мер может просто не выжить. И наличие для производителей неких гарантий, что хотя бы какая-то часть сделанной ими продукции будет обязательно реализована, является на данный момент куда более важным шагом, чем кратковременная забота о прозрачной конкурентной среде», - говорит он. Сейчас же нужно сделать все, чтобы сохранились объемы производства, рабочие места, подчеркивает эксперт.
Тем не менее, продолжает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Михаил Перельман, меры властей могут дать толчок инновационному развитию отечественной промышленности. «Будем надеяться, что данная инициатива не закончится так же, как и проводившаяся политика ипортозамещения, которая на данный момент практически не дала никакого положительного результата, несмотря на огромное количество финансовых средств, направленных на данные мероприятия», – обращает внимание эксперт.
Действительно, квотирование госзакупок отдаленно напоминает этакое «Импортозамещение 2.0», которое, несмотря на активный пиар властей, так и не смогло продемонстрировать внушительных результатов. Так, доля российских предприятий, не готовых отказаться от закупок за рубежом технологий и сырья, за время санкционной войны не только не снизилась, но даже выросла, сообщали в 2018 году экономисты РАНХиГС. И если в 2015 году 30% промпредприятий выражали готовность сократить или полностью свернуть закупки за рубежом машин, станков и технологических решений, то к 2017-му таких осталось лишь 7%. Таким образом, зависимость промышленности от импорта выросла до 92–93%, резюмировали тогда ученые.
комментарии(0)