Ликвидаторы аварии под Норильском пытаются сдержать распространения загрязнений. Фото Reuters
В пятницу глава МЧС должен доложить президенту Владимиру Путину о принятом решении в связи с чрезвычайной ситуацией федерального уровня в Норильском промышленном районе, где из хранилища вылилось около 20 тыс. т топлива. Эксперты «НГ» предупреждают, что катастрофы такого рода угрожают многим промышленным и гражданским объектам в Арктике.
Глава МЧС Евгений Зиничев заявил в четверг, что найдено решение, как ликвидировать разлив нефтепродуктов из-за аварии на ТЭЦ-3 в Норильске. Однако министр не уточнил, о каком конкретном решении идет речь – очевидно, он приберег эту важную новость для доклада президенту, намеченного на пятницу.
Еще 29 мая один из резервуаров хранения дизельного топлива на ТЭЦ-3 Норильска, принадлежащей дочерней компании «Норильского никеля», получил повреждения, и из него в речку Амбарная утекло около 21 тыс. т топлива. Основную массу топлива удалось остановить, хотя часть его все равно попала в озеро Пясино, откуда открывается путь по одноименной реке в Карское море (до него, впрочем, 800 км, а озеро сможет на год-два задержать загрязняющие вещества).
Как поясняли в «Норникеле», основная причина аварии – потепление в условиях вечной мерзлоты, которое привело в движение опоры под топливными цистернами. Компания также утверждает, что вовремя информировала различные инстанции об аварии, но именно этот факт оспаривался губернатором Красноярского края Александром Уссом и главой МЧС на совещании у президента в среду. К ним информация об аварии поступила якобы только спустя два дня.
В результате открыто несколько уголовных дел, задержан «стрелочник», которым пока назначили начальника цеха с ТЭЦ. В четверг акции «Норникеля» упали на 7,5% на заявлении пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова о необходимости «установить истину» о своевременном информировании и виновниках аварии.
Ущерб от загрязнения окружающей среды из-за разлива дизельного топлива в Норильске может превысить 10,2 млрд руб., заявил РИА Новости проектный директор российского отделения Greenpeace Владимир Чупров. Ранее российское отделение Greenpeace оценило ущерб по методике, принятой Минприроды, в 6 млрд руб., но теперь скорректировали цифру. По словам Чупрова, в Greenpeace исходили из заявления Росприроднадзора о том, что в воду попало 15 тыс. т топлива из вылившихся 20 тыс. т.
«Каждая тонна, попавшая в водный объект, оценивается в цифру около полумиллиона рублей. Простая калькуляция дает 6 млрд базовой таксы. Если Арктическая зона – коэффициент повышенный, рыбохозяйственная река – еще плюс», – пояснил Чупров. По его словам, уникальность российского законодательства в части компенсации экологического ущерба в том, что из конечной суммы можно вычесть деньги, потраченные на восстановление окружающей среды.
Чупров пояснил для "НГ" свои расчеты. "Ущерб в соответствии с действующими методиками расчета только по воде свыше 10 млрд. руб. - это без учета инфляционного коэффициента для базовой таксы, которая была сформирована в 2007 году. С учетом коэфициента-дефлятора за прошедшие 13 лет, а также с учетом ущерба почве, животному миру и того, что вышло в атмосферу во время пожара - это может быть в несколько раз больше. То есть десятки миллиардов рублей или сотни миллионов долларов, - говорит эксперт.
По его словам, важно помнить, что экологический вред - это отдельная строка в стоимости таких аварий. "Отдельным бюджетом идут затраты на локализацию, затем ликвидацию последствий аварии и наконец рекультивацию территории после всего. В сумме это сопоставимо с размером экологического вреда, - продолжает Чупров. - В цивилизованных странах эти две линии суммируются и компания отдельно компенсирует экологический вред, и отдельно оплачивает расходы по уборке нефти и пр. То есть, например, если вы едете зайцем и вас ловят, то вы платите и штраф, и за билет. Так было, например, в случае с British Petroleum, которая в сумме оплатила порядка 42 млрд долл, из которых порядка 20 млрд составил экологический ущерб, сколько-то компенсация исков, а остальная сумма - это расходы на уборку нефти".
Чупров не исключает, что в случае разлива в Норильске сумма потерь компании могла бы достичь и миллиарда долларов (суммирование ущерба и затрат на уборку нефтепродуктов), но в Российской Федерации "при принятии мер по ликвидации загрязнения водного объекта размер вреда, уменьшается на величину фактических затрат на устранение загрязнения, которые произведены виновником причинения вреда". "Попросту говоря главное потратить деньги на уборку нефтепродуктов и все это зачтется в сокращение экологического ущерба. И тут уже неважно сколько нефтепродуктов останется в природе. А останется немало, - считает Чупров. - По опыту, механическая уборка позволяет собрать очень немного и то только с поверхности воды. В 2010 году у ВР это было 3% от всего объема излившейся нефти. То есть компании в России не оплачивают экологический вред за нефтепродукты или нефть, оставшееся в окружающей среде. Это в чистом виде уход от финансовой ответственности. Поэтому Норникель сможет обойтись сотнями миллионов, но не миллиардом долларов".
Еще до заявлений главы "Норникеля" Владимира Потанина о том, что компания возьмет расходы, связанные с аварией на себя, Чупров предположил, что "Норникель" самостоятельно справится с аварией в финансовом плане.
"В соответствие с консолидированной финансовой отчетностью за 2019, 2018 и 2017, годы компания находится в хорошем финансовом состоянии. Прибыль растет, достигнув в 2019 году свыше 5,9 млрд долл. после налогообложения, - говорит Чупров. - То есть в пересчете на прибыль стоимость экологического вреда, она же стоимость де-факто рекультивации составит проценты годовой прибыли".
А вот проблема растепления грунтов и угроза другим объектам (уже обнаружены трещины еще в одной емкости для хранения топлива в Норильске) обойдутся компании гораздо дороже.
"Норникель прекрасно знал и знает о проблеме деградации вечной мерзлоты и потере устойчивости инфраструктуры, - говорит Чупров. - Жилой фонд в буквальном смысле рушится. Пропустить таяние мерзлоты под аварийным резервуаром - двойная вина. Компания как минимум знает технологии по укреплению вечномерзлых грунтов. Одна из самых надежных технологий - замораживание грунта с помощью аммиака - дорогая, но она есть. То есть укрепить старую инфраструктуру можно. Новые дома и объекты нужно строить по новым стандартам. То есть речь идет об адаптации к изменению климата, как бы его не отрицали климатические скептики. И это будет дорого. По некоторым оценкам нулевой цикл в строительстве (строительство фундамента) может стать процентов на 30 дороже".
Окончательный объем ущерба от разлива дизельного топлива на территории ТЭЦ-3 в Норильске будет зависеть от оперативности и своевременности предпринятых действий по устранению последствий аварии, заявила глава Росприроднадзора Светлана Радионова. «Это не один десяток, может быть, сотни миллиардов рублей. Все будет зависеть от того, как компания оперативно, своевременно и в каком объеме примет меры по устранению последствий этой аварии», – сказала Радионова. По ее словам, ликвидация последствий ЧП может занять несколько недель.
«Норникель» заявил, что удалит разлившееся горючее на водных объектах за 14 дней, для чего привлек отряд морской спасательной службы из Мурманска, имеющий опыт ликвидации более 50 разливов нефтепродуктов в разных точках мира. В Норильск в четверг также вылетели аварийно-спасательный отряд «Газпром нефти» и работники МЧС из Новосибирска.
Ранее на своем сайте организация Greenpeace предупреждала, что с учетом значительной суммы и сложившейся практики ухода от ответственности за загрязнение нефтью и нефтепродуктами есть риск, что «Норникель» может избежать полной финансовой ответственности. «Для этого есть все основания. Так, в 2018 году аварийный объект прошел проверку Ростехнадзора. Есть риск, что экологический вред не будет компенсирован полностью, так как по существующему законодательству в компенсацию ущерба может входить стоимость работ по уборке нефтепродуктов, и в этом случае важно не сколько опасных веществ останется в природе, а сколько компания потратит на уборку», – заявили в организации.
Член комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии, руководитель Аналитического центра по устойчивому развитию Арктики Александр Багин предупреждает, что в Арктике все здания и сооружения – как промышленные, так и гражданские – уже давно находятся в зоне риска. «Растепление вечной мерзлоты идет уже несколько десятилетий, и сейчас в зоне риска все сооружения, расположенные в ее зоне. Это общая беда, проблема может проявляться и в Якутии, и в Воркуте. Эта проблема обозначена в указе президента об основах госполитики в Арктике, она фигурирует и в готовящейся Стратегии развития Арктики до 2035 года, которая идет на смену аналогичному документу, действующему с 2013 по 2020 год», – отметил он.
По мнению Багина, точную цифру ущерба можно будет понять после того, как будет подготовлен план рекультивации.
«Раньше у нас пытались оценить ущерб природе в рублях, сейчас наша практика больше соответствует международному опыту – так как невозможно определить, сколько стоит река, море, сейчас власти отказались от монетарного возмещения ущерба, теперь виновный должен восстановить экологическую систему в исходное состояние за свой счет», – пояснил «НГ» Багин.
По словам эксперта, процесс может занять много лет. По опыту других разливов топлива можно сказать, что первоначальный план рекультивации, как правило, после мониторинга требует пролонгации, уточнения. Возвращение природы в этом месте к исходному состоянию может занять много лет.
«Сейчас мы наблюдаем первый этап работ, в этой фазе занимаются ликвидацией последствий аварии. К работе привлечены представители не только других компаний, но и госструктуры, и всем им предстоит возместить затраты, – говорит Багин. – Во второй фазе будет проводиться локализация и сбор нефтепродуктов. Это очень серьезная работа, так как нефть и продукты из нее обладают способностью просачиваться в подземные горизонты и затвердевать там, а эту субстанцию, похожую на битум, также очень сложно извлекать. И только затем на третьей фазе приступят к восстановлению и последующему мониторингу ситуации».
В госкорпорации «Роскосмос» сообщили, что в четверг по запросу МЧС «была активирована Международная хартия в целях мониторинга разлива топлива в Норильске силами иностранных космических аппаратов», передает ТАСС.
Крупнейшей аварией в Арктике до сих пор считается разлив нефти после аварии танкера Exxon Valdez на Аляске. Тогда разлилось 37 тыс. т нефтепродуктов, было загрязнено 2 тыс. км вдоль побережья первозданной дикой природы. В Greenpeace сообщили, что та авария стоила нефтяной компании Exxon 6 млрд долл. Было насчитано 250 тыс. погибших морских птиц, 3 тыс. морских выдр, 300 морских котиков, 250 белоголовых орланов, 22 косатки и неисчислимое количество лососевой икры. Еще более крупная катастрофа произошла в апреле 2010 года в Мексиканском заливе, когда в результате аварии на месторождении вылилось около 5 млн барр. неочищенной нефти.
Объявление федерального режима ЧС говорит об очень значительном ущербе – как минимум, на десятки миллиардов рублей, - говорит глава офиса консалтинговой группы "KRK Group"Никита Рябинин. - Вероятно, "Норникель" будет просить государство о финансовой помощи, так как это не только материальный ущерб, но и долгий период восстановления и устранения всех негативных последствий – вряд ли компания справится со всем этим самостоятельно. Конечно, стоит понимать, что ущерб для экосистем нанесен огромный, и сейчас самое главное – его минимизация всеми возможными средствами. Что касается изменения природных условий, то, конечно, необходим период адаптации к ним, то есть модернизация рабочих процессов, хотя вряд ли можно говорить о закрытии предприятия и города".
В пресс-службе "Норникеля" "НГ" сообщили, что сейчас компания активно работает над ликвидацией последствий инцидента, и говорить об ущербе и возможных изменениях в будущем можно будет позже.
Финансовый директор финтех-маркетплейса VR_BankРоман Ромашевский считает, что у "Норникеля" есть запас прочности, чтобы справиться с последствиями аварии. «За последние полтора года акции Норникеля выросли более чем вдвое, по итогам 2019 года компания показала высокую прибыль по EBITDA - она выросла на 27% в годовом выражении, рентабельность достигла уровня 59%. Несмотря на кризис, у компании есть запас прочности и по денежному потоку, и по долговой нагрузке, чтобы справиться с последствиями аварии», - говорит он.
основатель платформы страхования Mustins.ru Антон Редько обращает внимание, что страховой полис владельца ТЭЦ-3 не покроет причиненный ущерб. «Уже известно, что страховой полис владельца ТЭЦ-3 в Норильске не покроет причиненный экологии вред. Предприятие было застраховано только по закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта, - сказал "НГ" Редько. - Международный опыт и практика ликвидации аналогичных происшествий позволяет с уверенностью говорить о существенном вреде для окружающей среды и одновременно с этим высокой сложностью объективной стоимостной оценки такого вреда. Последствия подобных аварий имеют отложенный во времени эффект и не поддаются объективной оценке в данный момент. Общая сумма ущерба может исчисляться миллиардами долларов".
По мнению эксперта, стоимость ликвидации последствий аварии в значительной степени будет определяться теми мерами, которые сейчас предпримет «Норникель», а также качеством взаимодействия с привлечёнными командами государственных органов и страховой компании. "Для снижения подобных рисков ущерба от деятельности промышленных предприятий существует страхование ответственности самих предприятий и управляющего персонала, - говорит Редько. - Как правило, компании этой сферы на зарубежном рынке передают все производственные риски страховым компаниям, в том числе страхуется ответственность топ-менеджмента».
комментарии(0)