Производство масок для медперсонала помогло многим предприятиям пережить кризис. Фото PhotoXPress.ru
Буквально на следующий день после представления правительством нового плана действий по восстановлению экономики возникла необходимость внести в него изменения по итогам совещания по легкой промышленности, которое президент Владимир Путин провел с представителями бизнеса, губернаторами и министрами правительства.
Президент отметил, что Россия возвращается к нормальной торговой жизни и нужно дополнительно поддержать спрос. «Из-за вынужденных ограничений продажи продукции легкой промышленности упали, по некоторым направлениям сильно упали. Сейчас регионы, вся страна, постепенно возвращаются к нормальной деловой жизни, открываются торговые центры, магазины. Однако как минимум на этапе восстановления отрасли необходимо дополнительно поддержать спрос», – сказал Путин.
Наша газета уже писала, что во многих странах торговые предприятия и производители одежды, обуви отмечали очень низкий спрос. Покупатели в основной массе то ли продолжают бояться заразиться, то ли просто отвыкли ходить по магазинам, то ли продавцы не вошли в ритм, предлагая устаревшие товары (см. «НГ» от 17.05.20).
Очевидно, что совещание готовилось Минпромторгом, но предложения об усилении мер поддержки пострадавшей от кризиса отрасли озвучивали директора предприятий. Они же выходили с инициативой изменить законы о господдержке, чтобы госкорпорации покупали только отечественную продукцию, а министры тут же заявили, что проекты необходимых законов уже завтра поступят в Госдуму. Однако оказалось, что у бизнеса и чиновников почти диаметрально противоположные представления об ущербе отрасли от коронавирусного кризиса.
Глава совета директоров группы компаний «Русская кожа» Игорь Сурин посетовал, что легкая промышленность не вошла в перечень пострадавших от коронавируса отраслей и на нее не распространяются «очень хорошие меры поддержки». По его словам, ситуация с коронавирусом практически полностью остановила торговлю и производство одежды, обуви, текстильных изделий. Например, падение кожевенно-обувной отрасли во втором квартале 2020 года составило около 70%. В денежном выражении промышленник ожидает падения от 15 до 18 млрд руб., из которых 4,5 млрд – выплаты зарплаты и социальных налогов. Он предположил, что легкая промышленность не вошла в заветный перечень потому, что в первом квартале упала не сильно, сказался эффект неработающего Китая. Но уже в апреле-мае падение было более 50%.
Однако выступавший уже в заключительной части совещания министр финансов Антон Силуанов продемонстрировал, что в правительстве оперируют другими цифрами ущерба, а на поддержку предприятия отрасли теперь могут претендовать в ранге малых предприятий, даже если на них работает до 1 тыс. человек.
«Это хоть и пострадавшая отрасль, но не так сильно, как ряд других отраслей, по которым принимались решения вообще по закрытию, – сказал Силуанов. – По показателям отгрузки за январь–апрель снижение составило 9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года». Он сообщил, что правительство отнесло предприятия легкой промышленности с численностью работающих до 1 тыс. человек к категории малого и среднего предпринимательства (МСП), тогда как в целом в РФ к таким предприятиям относится бизнес, привлекающий до 200 человек. И это, по его словам, позволяет таким предприятиям пользоваться льготами, предусмотренными для МСП.
После всех выступлений и уточнений главы Минпромторга Дениса Мантурова Владимир Путин поручил включить решения совещания в общенациональный план действий по восстановлению российской экономики. В частности, президент поручил обеспечить субсидирование скидок в размере 50% от стоимости оборудования, которое передается в лизинг предприятиям легкой промышленности. Также правительству поручено увеличить субсидии на обслуживание кредитов предприятиям легкой промышленности до 1 млрд руб. в год.
Возможно, выступление Силуанова показалось президенту слишком противоречивым, и он поручил проанализировать, как конкретно работают меры поддержки МСП в легпроме. Он попросил уточнить, какие предприятия отрасли могут воспользоваться этими мерами, а какие – все-таки нет и в каком реально состоянии они находятся. Он отметил, что исходя из такого анализа при необходимости нужно будет донастроить систему поддержки.
После того как Игорь Сурин в ходе своего выступления поблагодарил президента за неравнодушное отношение к отрасли, отметив, что ему нередко приходится слышать мнение, что легкая промышленность – не такая важная отрасль для российской экономики, Путин заявил, что никогда не считал легкую промышленность второсортной сферой производства – отрасль имеет большой потенциал и на внутреннем, и на внешнем рынках.
«У нас объем импорта чуть ли не в два раза превышает в стоимостном выражении то, что производит собственная промышленность России. Поэтому нам есть куда развиваться: и на внутренний рынок двигаться, его завоевывать рыночными же способами, и у нас огромный экспортный потенциал. Поэтому я как раз считаю, что это очень важное направление нашей совместной работы, даже не сомневайтесь», – заверил президент. Он напомнил, что в отрасли работают около 300 тыс. человек.
Из долгосрочных программ, президент обратил внимание на лен, он попросил увеличить финансирование производства льняных изделий в стране в рамках запущенной в нынешнем году комплексной программы поддержки этой отрасли.
Еще один вопрос, который обсуждался на совещании - государственные резервы. Минпромторг предложил сформировать резерв из масок, костюмов и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) на сумму до 15 млрд руб, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе совещания. Кстати, именно переключение на производство защитных средств позволило многим предприятиям легпрома поддержать свое производство. Но тема резервов получила в среду более широкое развитие.
Росрезерв показал свою неэффективность в период коронавируса, нужно обновить номенклатуру хранящихся там товаров, сказал вице-премьер Юрий Борисов. "И номенклатуры нужной там не оказалось, и механизм обновления запуска продукции, которая хранится в Росрезерве, оборот тоже хромает, — подчеркнул Борисов. Он пообещал проработать механизм, обновления продукции в росрезерве, чтобы она "не пролежало десятки лет и потом утилизировалась, а своевременно шла в оборот". По его словам, Росрезерв можно также использовать как демпфирующий механизм, особенно в условиях кризиса.
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин не удивлен, что о мерах поддержки легкой промышленности заговорили только сейчас. Эти меры, по его мнению, работают плохо, фрагментарно, а те предложения, которые отрасль предлагала со своей стороны, причем бесплатные для бюджета страны, учтены не были. "Отношение к нашей отрасли как к незаконнорожденному ребенку - это вечная тема, поэтому меня не удивили слова министра финансов. Хотя странно, что он берет "среднюю температуру по больнице": при чем здесь падение отгрузок с января, так можно и за весь прошлый год посчитать. Реально у наших предприятий не было отгрузок 2 месяца и одну неделю, из этого надо исходить, - сказал "НГ" Разбродин.
По его словам, до сих пор помощь оказывалась предприятиям отрасли только в считанных регионах, где "губернаторы идут навстречу". "Отрадно, что президент обращает внимание на наши проблемы, но к сожалению наше предложение об очень важной фыорме поддержки не прошло. Да, мы потеряли в прибыли, но сейчас главный вопрос, как начинать новую жизнь. Мы просили простую вещь регуляторного характера - перенос оплаты НДС, которая не предусматривает дополнительных расходов госбюджета. В легпроме предприятия должны будут заплатить НДС сразу по отгрузке товара, а возврат НДС смогут получить только спустя несколько месяцев. Значит, будут возникать кассовые разрывы, надо брать кредит под проценты. Из-за этой ситуации многие предприятия просто обанкротятся".
комментарии(0)