В ведомстве Максима Решетникова отчитались о неутешительной макростатистике. Фото сайта duma.gov.ru
Опережающие экономические индикаторы говорят об ухудшении ситуации в мае по сравнению с апрелем. Снижение электропотребления, погрузка железнодорожного транспорта и опросы предпринимателей свидетельствуют о продолжении сокращения экономической активности. Эксперты признают, что спад ВВП в мае окажется глубже апрельского, который власти оценили в 12%. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) прогнозирует спад по итогам года на 11%.
Потребление электроэнергии в целом по России в мае оказалось на 5,3% меньше аналогичного показателя 2019 года, говорят данные Единой энергетической системы (ЕЭС). При этом выработка электроэнергии в России в целом в мае была на 6,3% меньше, чем годом ранее.
Потребление электроэнергии за пять месяцев 2020 года в целом по России составило 452,2 млрд кВт-ч, что на 2,2% меньше, чем за такой же период 2019 года. С начала 2020 года выработка электроэнергии в России в целом была ниже прошлогоднего показателя на 3%.
Эксперты обращают внимание на то, что выработка электроэнергии в мае провалилась существенней апреля, когда выработка снизилась на 3,6%. По мнению экспертов ЦМАКП майское сокращение электропотребления в первую очередь было связано с уменьшением добычи нефти в рамках выполнения соглашений с ОПЕК+ (см. «НГ» от 02.06.20).
О спаде свидетельствуют и данные о погрузке на сети «Российских железных дорог» (РЖД). Так, по итогам мая погрузка на сети сократилась в годовом выражении на 5,4%, до 100,5 млн т. Напомним, в апреле погрузка снизилась почти на 6%, до 100,8 млн т.
В целом за пять месяцев этого года погрузка снизилась на 4,5%, до 508 млн т. При этом заметно снизилась погрузка каменного угля (–11% к январю–маю 2019 года), нефти и нефтепродуктов (–5,3%), черных металлов (–10,9%), лома черных металлов (–10%), цемента (–8,8%), лесных грузов (–5,9%). «Таким образом, темпы роста этого опережающего индикатора остаются на минимумах последних лет», – пишут авторы Telegram-канала MMI.
Не лучше и показатели по грузообороту за май. Этот показатель снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,6% и составил 209,9 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время уменьшился почти на 7% и составил 265,4 млрд тонно-км, сообщают в «РЖД». «Грузооборот с начала 2020 года составил 1040,4 млрд тарифных тонно-км (–5,5%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 1319 млрд тонно-км (–5,9%)», – следует из оперативных данных.
Динамика электропотребления (млрд кВт-ч) Источник: ЦМАКП |
Макроэкономические индикаторы за второй квартал во всех секторах должны показать падение, говорит ведущий научный сотрудник Российского экономического университета им Плеханова Анна Духон. С ней соглашается и старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова: «Оптимизму взяться неоткуда, ведь люди все так же сидели по домам, бизнес почти не функционировал, «финансовые подушки» проедались».
Быстрого восстановления экономики ждать не стоит, уверен аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Для этого необходимы инвестиции. Основным, если не единственным источником которых сейчас выглядит государство и государственный сектор», – напоминает он. Восстанавливать экономику есть смысл, когда она перестала падать, считает Бодрова. «Судя же по косвенным индикаторам и предварительным данным, на текущий момент экономическая система все еще погружается в кризис», – говорит она.
Кризисное «падение» вполне может остановиться и на отметке в –11% ВВП по итогам этого года, не исключают в ЦМАКП. Там разработали три сценария развития российской экономики в условиях пандемии и возможного кризиса мировой экономики. И в случае реализации в стране пессимистического сценария экономика РФ может сократиться на 11% по итогам года, говорят они. Согласно их расчетам, такой вариант развития событий может реализоваться в случае более серьезного падения мировой экономики – до 5%, низких цен на нефть – не выше 25–30 долл. за баррель до конца 2021 года, а карантин в России продлится до июля.
Реализация этого сценария также предполагает существенное падение инвестиций – свыше 25%. «При этом последующий их рост за три года «перекрывает» только треть кризиса – с соответствующими последствиями для конкурентоспособности российской продукции», – предупреждают в центре.
В свою очередь, из-за кризиса доходов компаний уровень безработицы окажется катастрофически высоким: в 2020 году – 10,5–10,7%. «Причем острота проблемы практически не убывает даже к концу прогнозного периода (2023 год: 9%–9,5% рабочей силы)», – замечают авторы прогноза, добавляя, что из-за скачка безработицы следует ожидать сжатия реальной заработной платы. По их расчетам, заработная плата будет снижаться на протяжении двух лет. В текущем – до –9%, в 2021-м – до –2%. «Существенное ее наращивание начнется только в 2023 году (+2 –+2,5%)», – пишут экономисты.
Они также не исключают масштабного ослабления рубля во втором полугодии 2020 года под влиянием затяжного периода низких цен на нефть, сезонного роста внутреннего спроса на валюту (закупки импорта), а также оттока капиталов с развивающихся рынков. «После крупномасштабного «перелета» курса можно ожидать корректирующего укрепления рубля только в 2022–2023 годах», – полагают в ЦМАКП, сообщая, что с четвертого квартала 2020 года и по 2022 год курс рубля будет находиться в коридоре 95–103 руб. за доллар.
Как подчеркивают ученые, в данном сценарии при столь масштабных спадах производства, потребления и инвестиций на первый план выйдут уже не задачи общеэкономической или макрофинансовой стабилизации, а подзабытые проблемы противодействия разрыву хозяйственных связей и массовой безработицы в отдельных регионах.
комментарии(0)