Глава правительства Михаил Мишустин докладывает президенту Владимиру Путину о плане восстановления экономики. Фото с сайта www.kremlin.ru
Президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Мишустин обсудили во вторник Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. За два года на реализацию этого плана потратят около 5 трлн руб. Ключевая цель плана – достижение темпов роста ВВП не ниже 2,5% к концу 2021-го. Независимые экономисты уверены, что эта цель скорее всего будет достигнута из-за эффекта низкой базы и восстановительного роста экономики после спада почти на 5% в текущем году.
Стоимость подготовленного правительством Общенационального плана восстановления экономики и доходов граждан оценивается примерно в 5 трлн руб., сообщил Михаил Мишустин Владимиру Путину в ходе презентации плана по видеосвязи.
Фрагменты плана появились еще две недели назад (см. «НГ» от 19.05.20), а полный текст проекта был опубликован в Telegram-каналах до начала совещания.
Реализация общенационального плана предполагается в три стадии. На стадии адаптации (июнь–сентябрь 2020 года) предполагается прекращение падения экономики относительно низшей точки второго квартала 2020 года. На стадии восстановления (октябрь 2020 года – июнь 2021 года) должен начаться восстановительный рост экономики и доходов граждан. При этом правительство обещает не допустить осложнения эпидемической обстановки.
На стадии активного роста (июль–декабрь 2021 года) страна должна выйти на устойчивые темпы экономического роста не ниже 2,5% в год. Президент РФ Владимир Путин дал правительству две недели на уточнение параметров общенационального плана восстановления и указал начать реализацию плана с 1 июля. «Полагаю, что представленный документ можно взять за основу... Понятно, что жизнь вносит свои коррективы», – сказал Путин.
Между тем в самом плане заложена значительная гибкость и возможность изменений практически в ручном режиме. Реализация плана будет осуществляться «на основе современных гибких методов управления». Ведущая роль в системе управления будет принадлежать президиуму правительства РФ. «Работа по ключевым инициативам будет проводиться в соответствии с векторами развития, определенными в национальных проектах, не подменяя их, но конкретизируя критически важные задачи на период восстановления экономики», – написали авторы проекта из аппарата правительства.
Ориентиры правительственного плана выбраны так, что он будет исполнен практически в любом случае и даже в рамках естественного развития событий. Дело в том, что почти за месяц появления правительственного плана восстановления независимые экономисты спрогнозировали восстановительный рост ВВП в следующем году на 3% после падения в текущем году на 4–5%. Таковы параметры консенсус-прогноза трех десятков профессиональных прогнозистов, которых опрашивал в начале мая Центр развития Высшей школы экономики.
Не случайно в плане восстановления перечислены давно анонсированные меры. В инвестиционном разделе плана перечисляются: «Создание комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов», «Реализация крупнейших инвестиционных проектов развития инфраструктуры», «Интеграция деятельности институтов развития в общенациональную повестку», «Трансформация делового климата». Но есть в этом разделе и новации, которые связаны с активностью вице-премьера Марата Хуснуллина. Они включают инициативы «Новый ритм строительства» и «Цифровизация строительной отрасли: создание единого цифрового пространства в строительстве, применение цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла».
Еще одно предлагаемое нововведение – это «социальное казначейство». Этими новыми словами названы давно продвигаемые властями принципы адресности и нуждаемости для социальных выплат гражданам (см., например, «НГ» от 12.05.19). До сих пор попытки выстраивания бюрократических систем проверки адресности и нуждаемости в регионах особого успеха не имели.
«В перспективе 2021 года выход на темпы роста ВВП в 2,5% видится вполне возможным. Однако существенная часть данного роста будет определяться эффектом «низкой базы» 2020 года и вряд ли позволит говорить о наличии какого-либо роста в экономике. Фактически возвращение экономики к уровням, предшествующим пандемии, видится возможным не ранее второй половины 2022 года», – считает экономист компании «БКС Премьер» Антон Покатович. По его словам, одной из основных целей плана является сохранение макроэкономического каркаса стабильности российской экономики, в то время как базисов для качественных изменений экономического роста нет.
«Мы видим, что ставка в восстановлении потребительского спроса вновь делается на государственные инвестиции, в том числе и за счет реализации программы нацпроектов. Полагаем, что в сложившихся условиях трансформация госинвестиций в реальную поддержку уровня жизни граждан займет значительное время. Тем временем снижение благосостояния граждан усиливается уже сейчас – потребительский спрос продолжит сокращение. Конечная эффективность госинвестиций относительно восстановления потребительского спроса остается под сомнением: положенный вклад в потребительский спрос, например, от реализации инфраструктурных проектов может быть растянут во времени, а после завершения таких проектов данный эффект может быть полностью нейтрализован», – считает Покатович.
Основным риском нового правительственного плана, по его словам, является ставка на крупный бизнес с государственным участием, в то время как потребительский спрос будет оставаться сжатым. Эксперт прогнозирует, что снижение экономики в этом году составит около 5%. Реальные располагаемые доходы могут сократиться на 6,5–9%, инфляция по итогам года может сформироваться вблизи 4,5% (+/–0,5%). В этом году на пиковых значениях норма безработицы может достигать уровней в 6,5–8%.
«Прогнозы роста российской экономики в 2021 году – очень хороший показатель того, что страна не вошла в длительную рецессию, мобилизовала ресурсы и постепенно нейтрализует негативные последствия месяцев самоизоляции, когда деятельность российского бизнеса серьезно замедлилась», – комментирует Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.
«Есть сомнения в том, что властям удастся справиться с падением покупательской способности населения и увеличением уровня безработицы. Это, в свою очередь, негативно скажется и на бизнесе, особенно на секторе малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, развлечений и общественного питания. Инвестиционный рост экономики зависит от окончания пандемии, так как в условиях неопределенности инвесторы не будут делать большие вложения в проекты», – отмечает Никита Рябинин, глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group.
комментарии(0)